Характеристика сфер и звеньев финансовой системы государства
Финансовую систему государства можно представить следующим образом (рис.7.1):
Финансовая система государства |
Государственные финансы |
Финансы субъектов хозяйствования |
Финансовый рынок |
Международные финансы |
Государственный и местные бюджеты |
Государственные целевые фонды |
Государственный кредит |
Финансы коммерческих предприятий |
Финансы некоммерческих учреждений и организаций |
Финансы общественных организаций и благотворительных фондов |
Рынок денег |
Рынок капитала |
Международный финансовый рынок |
Финансы международных организаций |
Финансы международных финансовых институтов |
Личное страхование |
Имущественное страхование |
Страхование ответственности |
Прочие виды страхования |
Финансы домохозяйств |
Финансы государственных предприятий и организаций |
Страхование |
Рис.7.1. Состав финансовой системы государства
1. Сфера государственных финансов.Государственные финансы отражают общественную централизацию доходов и предпринимательскую деятельность государства. Оптимальный уровень централизации означает необходимость обеспечения государства достаточными средствами, в то же время, не подрывая финансовой базы предприятий.
Характеристика звеньев.
1.1. В сфере государственных финансов центральное место занимают бюджеты, совокупность которых составляет бюджетную систему. Бюджетная система Донецкой Народной Республики состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов.
С помощью бюджета перераспределяется 40-45% ВВП государства. Основными источниками доходов бюджета являются общегосударственные и местные налоги, обязательные сборы и неналоговые поступления (средства от приватизации, поступления от государственных займов, доходы от внешнеэкономической деятельности). Используются бюджетные средства на развитие экономики, социально-культурные мероприятия, охрану окружающей среды, охрану правопорядка, оборону, управление и т.д .
1.2.Государственные целевые фонды – это фонды денежных средств, которые имеют целевое назначение и находятся в распоряжении центральных и местных органов власти (концентрируют четверть всех финансовых ресурсов государства). В ДНР такими фондами являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Фонд социального страхования на случай безработицы. Средства фондов используются, в основном, на социальные нужды.
1.3. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, в которых государство выступает в роли заемщика средств, кредитора или гаранта. Он связан с постоянным противоречием между потребностями государства и его финансовыми возможностями. Для многих стран характерен хронический дефицит бюджета. Поэтому государство чаще всего выступает заёмщиком, а кредитором выступают физические, юридические лица, другие государства, международные финансово-кредитные организации. Таким образом, государственный долг может быть внутренним и внешним.
2. Сфера финансов субъектов хозяйствования (предприятий) –является основой всей финансовой системы, поскольку именно здесь производится ВВП, являющийся объектом финансовых отношений.
2.1. Финансы коммерческих предприятий работают на принципах коммерческого расчёта, который предусматривает получение прибыли и использование собственных средств для покрытия затрат на основную деятельность и расширение производства. Являются основными плательщиками налогов и сборов в бюджет и за их счёт содержатся предприятия непроизводственной сферы.
2.2. Финансы некоммерческих организаций –организации и учреждения, оказывающие услуги и выполняющие работы бесплатно или за символическую плату, которая не покрывает их затрат (школы, больницы, музеи, дошкольные детские учреждения, библиотеки и т.д.). Основным источником покрытия расходов этих учреждений являются бюджетные средства, поэтому они называются бюджетными.
2.3.Финансы общественных организаций и благотворительных фондов –являются добровольным объединением граждан по профессиональным интересам, увлечениям (политические партии, движения, профсоюзы, спортивные общества, объединения деятелей искусств). На особенности функционирования финансов этих учреждений влияет отсутствие их коммерческой деятельности и бюджетного финансирования. Основными источниками средств для них являются вступительные и членские взносы, добровольные и спонсорские пожертвования. Кроме того, общественные организации могут иметь в собственности коммерческие предприятия, которые направляют им часть полученного дохода.
3. Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения и централизацию ресурсов на мировом уровне. Характеризуют денежные потоки между субъектами разных стан: между правительствами, между предприятиями, между гражданами.
3.1.Международный финансовый рынок– связан с движением стоимости между отдельными странами. Система международных расчетов базируется на валютном регулировании, основой которого является установление курса валют. Для устранения колебания валют и технических трудностей при международных расчетах осуществляется реализация перехода к единой валюте в границах Европейского союза – евро.
3.2. Финансы международных организаций (например, ООН) члены которых вносят взносы в бюджет этой организации, и за счет них финансируются международные программы;
3.3. Международные финансовые учреждения (характеризуют зарождение единой финансовой системы мирового сообщества), они предоставляют финансовую помощь в виде кредитов. К ним относятся: Международный валютный фонд, группа Мирового банка, ЕБРР, Африканский банк развития, Азиатский банк развития и др.
4. Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Представляет собой своеобразную надстройку, через которую координируется деятельность всей финансовой системы. Это сфера, через которую осуществляется движение финансовых ресурсов.
4.1. Рынок денег. Его функционирование обеспечивается, прежде всего, кредитной системой – совокупностью кредитных учреждений, которые осуществляют концентрацию временно свободных денежных средств и предоставляют их в кредит. Такая система представлена банковской системой и небанковскими кредитными учреждениями.
4.2.Рынок капиталов – это рынок ценных бумаг. С его помощью осуществляется быстрое и эффективное перераспределение ресурсов между отдельными субъектами хозяйствования, отраслями, регионами, странами (фондовая биржа).
Обособленным звеном финансовой системы является страхование. Оно не принадлежит к конкретной сфере и занимает промежуточное место между микро и макроуровнями. Здесь формируются фонды финансовых ресурсов, основное назначение которых – покрытие затрат экономики и отдельных граждан, которые возникли по непредусмотренным причинам. Страховые фонды находятся в распоряжении страховых компаний и могут быть использованы также как инвестиционные и кредитные ресурсы в экономике до наступления страхового случая.
Финансы домохозяйств – совокупность экономических отношений, которые образуются при создании, распределении и использовании денежных доходов, накоплений и денежных фондов граждан и их семей с целью удовлетворения личных потребностей домохозяйств. Финансы домохозяйств отражают уровень жизни и финансового обеспечения населения.
Источники формирования доходов домохозяйств: заработная плата работающих членов; социальная помощь и пенсии; доходы от подсобных хозяйств и приусадебных участков; доходы от частного бизнеса; дивиденды и проценты по ценным бумагам; проценты по банковским вкладам. Основная часть расходов домохозяйствДНР в настоящее время: оплата жилья и бытовые платежи; расходы на питание, вещи бытового назначения, что свидетельствует о низком уровне жизни. Ограниченность финансовых ресурсов домохозяйств не дает возможность реализовать социально-культурные потребности каждого человека, получать качественное медицинское обслуживание и т. п.
Домохозяйства тесно связаны с другими звеньями финансовой системы. Так, они получают средства из бюджета и хозяйствующих структур в виде оплаты труда и получения бесплатных услуг от государства. Со своей стороны, домохозяйства вносят платежи в бюджет и централизованные фонды, берут участие в формировании и использовании страховых фондов, являются субъектами финансового рынка.
Движение денежных потоков через сферы и звенья финансовой системы должно способствовать формированию у каждого субъекта доходов, которые отражают его продуктивность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.
Движение денежных потоков осуществляется не само по себе, а направляется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Общее управление финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.
Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в следующие блоки:
1. Органы, функционирующие в сфере бюджета государства(Министерство финансов; Государственная налоговая служба (администрация); Государственная финансовая инспекция; Государственное казначейство);
2. Органы управления целевыми фондами (Пенсионный фонд; Фонды социального страхования; Комитет по надзору за страховой деятельностью)
3. Финансовые институты, которые работают на финансовом рынке(ЦБ;
коммерческие банки; небанковские кредитные учреждения – кредитные союзы, ломбарды, факторинговые компании, лизинговые компании; страховые компании; межбанковская валютная биржа; фондовая биржа; финансовые посредники на РЦБ).
Формирование системы финансовых органов и институтов, разграничение функций и полномочий между ними обеспечивают надежное и эффективное управление финансами в стране.
Перед ДНР стоит очень сложная задача: создание самостоятельной финансовой системы. Если учесть, что специалистов-финансистов в руководстве ДНР не так много, эту задачу лучше решать постепенно, меняя систему маленькими шагами. Поэтому, процесс создания финансовой системы в ДНР будет продолжительным и чрезвычайно ответственным, ведь несовершенная финансовая система будет иметь отрицательное влияние на всю экономику государства.
Вывод: В результате изучения данной темы уставлено, что финансовая система– это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения государства, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
государственные финансы;
финансы субъектов хозяйствования;
международные финансы;
финансовый рынок;
страхование;
финансы домохозяйств.
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
Таким образом, главной задачей построения финансовой системы является:
обеспечение максимальной мобилизации имеющихся в обществе финансовых ресурсов и привлечение при обоснованных потребностях их извне;
установление предпосылок для их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП.
Контрольные вопросы:
1. Раскрыть сущность финансовых ресурсов, указать направления их использования.
2. Сформулировать понятие финансовой системы государства.
3. Перечислить основные сферы финансовой системы.
4. Указать, что такое государственные финансы. Какое место они занимают в общей финансовой системе государства?
5. Объяснить, какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов. Каковы причины, обусловливающие их выделение?
6. Назвать основные звенья в структуре финансов субъектов хозяйствования.
7. Охарактеризовать другие сферы и звенья финансовой системы.