Анализ использования валютных средств
Анализ эффективности валютных операций связан с понятиями «валютного самофинансирования» и «валютной самоокупаемости». Сущность валютного самофинансирования состоит в том, что предприятие за счет прибыли в валюте от продажи товаров (работ, услуг) за валюту и валютных доходов от иных операций, а также за счет амортизационных отчислений от основных средств, приобретенных за валюту, возмещает текущие и инвестиционные затраты. При валютном самофинансировании исходят из принципа превышения величины собственных источников валютных средств над их расходованием. Поэтому принцип валютного самофинансирования дополняют понятием валютной самоокупаемости.
Валютная самоокупаемость означает, что предприятие за счет валютных средств возмещает все производственные затраты в валюте. Соблюдение этого принципа на практике означает, что предприятие не расходует единовременно все валютные средства, а накапливает их для предстоящих платежей.
Баланс движения валютных средств имеет вид:
Онп + ПВ - РВ = Окп,
где Онп — остаток валютных средств на начало периода;
ПВ — поступление валютных средств в отчетном периоде;
РВ — расходование валютных средств в отчетном периоде;
Окп — остаток валютных средств на конец расчетного периода.
Эффективность валютного самофинансирования и его уровень зависят от соотношения собственных и привлеченных валютных средств, в том числе рублевых средств, израсходованных на приобретение валюты. Оценка валютного самофинансирования производится с помощью специального финансового коэффициента, определяемого по формуле:
,
где — коэффициент валютного самофинансирования, доли единицы;
П — прибыль, направленная на финансирование производства в валюте;
А — амортизационные отчисления от стоимости основных средств, приобретенных за валюту;
К — валютный кредит;
В — валюта, приобретенная в банке или на валютной бирже.
Чем выше величина этого коэффициента, тем больше уровень валютного самофинансирования.
Коэффициент валютной самоокупаемости устанавливают по формуле:
,
где Квсо — коэффициент валютной самоокупаемости, доли единицы;
Онп — остаток валютных средств на начало расчетного периода;
П — поступление валютных средств в расчетном периоде;
Рв — расход валютных средств в расчетном периоде (квартал, год).
Коэффициент валютной самоокупаемости показывает, во сколько раз сумма валюты, находящаяся в распоряжении предприятия, превышает объем ее расхода.
Квсо >1 свидетельствует о соблюдении условий валютной самоокупаемости.
Квсо < 1 отражает несоблюдение предприятием данных условий.
6. Условия возникновения и регулирования дефицита
(излишка) денежных средств
Дефицит денежных средств негативно сказывается на платежеспособности многих предприятий, порождая хронические платежи. Основные последствия дефицита денежных средств:
1) задержки в оплате труда персонала;
2) рост кредиторской задолженности перед поставщиками материальных ресурсов и бюджетной системой государства;
3) увеличение доли просроченной задолженности по кредитам банков в общем объеме ссудной задолженности;
4) снижение ликвидности активов;
5) увеличение длительности производственного цикла из-за перебоев в снабжении материальными и энергетическими ресурсами.
Первое, на что следует обратить внимание при решении вопроса о ликвидации дефицита бюджета любого предприятия, — это улучшение управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Управление дебиторской задолженностью включает ускорение оборачиваемости и снижение темпов роста дебиторов за счет:
♦ усиления контроля за состоянием расчетов с покупателями по просроченным и отсроченным платежам;
♦ проведения анализа задолженности по отдельным дебиторам с целью выявления постоянных неплательщиков;
♦ пересмотра соотношения продаж в кредит и по предоплате, исходя из кредитной истории плательщика; изучения анализа дебиторской задолженности по видам продукции для выявления невыгодных с точки зрения инкассации денежных средств товаров;
♦ понижения дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
♦ ориентации на возможно большее количество покупателей для снижения риска неуплаты товара одним или рядом крупных покупателей;
♦ усиления контроля за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности и сбалансированности тенденций их изменений;
♦ предоставления скидок покупателям при досрочной оплате товаров для повышения коэффициента инкассации;
♦ рассмотрения возможностей продажи дебиторской задолженности банкам (факторинг)[1].
Определим основные понятия, связанные с управлением дебиторской задолженностью. Инкассация денежной наличности — процесс получения денежных средств за реализованную продукцию. Коэффициент инкассации (Кинк) позволяет установить, когда и в какой сумме ожидают притока денежных средств от продаж данного периода. Установить значения коэффициентов инкассации можно на основе анализа денежных поступлений (погашения дебиторской задолженности) прошлых периодов. Коэффициент инкассации выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале времени от момента реализации продукции.
Кинк= | Изменение ДЗ в интервале |
Продажи месяца |
где ДЗ — дебиторская задолженность;
— первый месяц отгрузки продукции;
t — 1-й, 2-й, 3-й и последующие месяцы.
Результат ускорения дебиторской задолженности означает сокращение общей потребности предприятия в оборотных активах.
Управление кредиторской задолженностью направлено на ускорение ее оборачиваемости (сокращение сроков погашения). Многие предприятия переживают сейчас острый дефицит денежной наличности (ликвидных средств). Первые признаки данного дефицита следующие:
1) отрицательное значение чистого оборотного капитала (оборотные активы меньше краткосрочных обязательств);
2) отрицательный денежный поток (приток денежных средств меньше их оттока за период).
Важнейшие причины дефицита денежных средств на предприятиях России показаны на рис. 5.
Рис. 5. Важнейшие причины недостатка денежных средств на предприятиях России
Скидки с цены товара, предоставляемые поставщиком покупателю при более ранней его оплате, позволяют изготовителю высвободить денежные средства для нового производственного цикла или выгодно инвестировать их до начала нового цикла. При разработке системы скидок следует помнить, что размер предоставляемой скидки с цены товара (Сц) не должен превышать среднюю ставку по банковским кредитам за аналогичный период времени (Сц < Сп). Частичная предоплата товара покрывает издержки изготовителя (на сырье и материалы, оплату труда рабочих). Полная предоплата позволяет возместить все издержки и получить приемлемую прибыль в результате реализации продукции.
С позиции притока дополнительных денежных средств управление ассортиментом выпускаемой продукции означает его оптимизацию с целью увеличения объема продаж либо продукции с наилучшими показателями инкассации.
Рассмотрим варианты решений, которые состоят в продаже имущества или сдаче его в аренду, что оказывает непосредственное влияние на денежные потоки предприятия (приток и отток денежных средств). Содержание этих решений представлено на рис. 6.
Рис. 6. Содержание управленческих решений в случае продажи имущества или сдачи его в аренду
Следует помнить, что продажа имущества дает одномоментный приток денежных средств, а аренда — регулярный приток в течение ее срока.
Прежде всего, необходимо установить, какие активы способны приносить потенциальный приток денежной наличности. Для этого требуется провести инвентаризацию имущества, находящегося в собственности предприятия. Это необходимо для определения его реальной рыночной стоимости, чтобы принять правильное решение о его временном или постоянном отчуждении. Оценку имущества осуществляют с помощью доходного, затратного или рыночного (сравнительного) подходов. Результаты инвентаризации позволяют определить материально-техническую базу производства и выяснить возможность продажи неиспользуемых основных средств (включая запасы излишнего оборудования).
Особое внимание следует уделить исследованию состояния материально-производственных запасов. Часто специалисты предприятий придерживаются в управлении оборотными активами политики увеличения объема материальных запасов на случай непредвиденных обстоятельств, полагая, что это лучший способ вложения денежных средств для защиты от инфляции. Однако увеличение материальных запасов приводит к оттоку денежных средств и снижению ликвидности баланса предприятия. Таким образом, при принятии решения об отчуждении тех или иных видов активов желательно учесть все расходы по их отчуждению и соизмерить их с потенциальным доходом от данного процесса. Поэтому важно сделать правильный выбор между продажей или сдачей имущества в аренду.
При принятии решения о способе отчуждения активов целесообразно учесть следующие виды затрат и связанных с ними денежных потоков:
1) расходы, которые устранимы в любом случае (например, стоимость обслуживания отдельных элементов основного капитала зданий и сооружений, оборудования, транспортных средств и др.);
2) расходы, которые остаются в любом случае (оплата труда персонала);
3) расходы, связанные с конкретными действиями по распоряжению имуществом (например, по страхованию активов, сданных в аренду).
Стимулирования притока денежных средств можно достичь с помощью внешнего финансирования предприятия за счет:
♦ торгового кредита;
♦ толлинга (давальческого сырья);
♦ банковских кредитов;
♦ эмиссии акций и коммерческих векселей;
♦ факторинга (продажи дебиторской задолженности);
♦ краткосрочной аренды.
Основанием для принятия решения о выборе источника финансирования должна быть альтернативная стоимость (цена) привлекаемых средств. Необходимо помнить, что самый дешевый источник финансирования предприятия — его собственные средства в форме чистой прибыли и амортизационных отчислений. Оптимизации собственных средств достигают с помощью разработки бюджета доходов и расходов и образования временного лага между моментом формирования денежных средств и моментом оплаты счетов поставщиков и подрядчиков, налогов, погашения кредитов и займов и т. д. Данный способ финансирования преобладает на финансово-устойчивых предприятиях, имеющих положительное сальдо денежного потока (приток денежных средств больше их оттока).
Толлинг — это получение платы за услуги, при которой изготовитель получает сырье и материалы бесплатно для обработки и последующего возврата владельцу в форме готовой продукции. Владелец сырья оплачивает переработчику стоимость выполненной работы (в форме оплаты труда персонала). Толлинг дает источник сырья предприятиям, у которых нет денежных средств на его приобретение. Он позволяет увеличить коэффициент использования производственных мощностей. С его помощью постоянные издержки изготовителя распределяют между толлинговыми и нетоллинговыми операциями, делая последние более выгодными. В первую очередь доход накапливается у владельца сырья и материалов, который продает продукцию конечному потребителю. Переработчику выплачивают только стоимость переработки.
Факторинг — это продажа дебиторской задолженности предприятия (обычно со скидкой) специальному агенту — фактору. Продавец задолженности получает от фактора наличные деньги в размере 60-90 % от ее общей суммы. В результате повышается ликвидность баланса предприятия. Появляется возможность выпуска и продажи готовых изделий новым клиентам. В результате происходит ускорение оборачиваемости оборотных активов по фирме в целом. Следует отметить, что применение факторинга в РФ ограничено в связи с быстрым обесценением долгов клиентов из-за высокой инфляции. Кроме того, продавец дебиторской задолженности теряет контроль над должниками и утрачивает информацию о них.
Временно свободные средства возникают у предприятия вследствие:
1) положительной величины чистого оборотного капитала (оборотные активы больше краткосрочных обязательств);
2) превышения притока денежных средств над их оттоком.
Значительный избыток денежных средств (более 5 % от объема оборотных активов) свидетельствует о том, что предприятие реально несет убытки, связанные:
♦ с инфляцией и обесценением денег;
♦ с упущенной выгодой от прибыльного размещения свободных денежных средств.
Возможные направления вложения свободных денег с целью получения дохода от них:
♦ в производство товаров (услуг), торговлю ими или в иной вид коммерческой деятельности;
♦ в материально-производственные запасы;
♦ в недвижимость;
♦ в предприятия с участием иностранных инвесторов;
♦ в депозиты и вклады;
♦ в корпоративные ценные бумаги известных эмитентов и пр.
В каждом из возможных вариантов инвестирования свободных денежных средств ключевым моментом является принятие решения о целесообразности вложений того или иного вида. Инвестирование денежных средств в любой вид активов базируется на трех принципах: вложения должны быть ликвидными, безопасными и прибыльными для инвестора. Кроме того, необходимо учитывать и альтернативную стоимость инвестиций в другие аналогичные объекты, т. е. возможность упущенной выгоды от вложений денежных средств в иные доходные объекты (реальные инвестиционные и инновационные проекты и программы).
Планирование и анализ денежных потоков на основе составления бюджета движения денежных средств
Основным плановым документом по управлению текущим денежным оборотом является бюджет движения денежных средств (БДДС). Его разрабатывают на предстоящий квартал с разбивкой показателей по месяцам или на месяц с разбивкой по декадам (пятидневкам) по предприятию в целом, а также в разрезе центров финансовой ответственности (ЦФО).
Цель составления БДДС — обеспечить достаточность денежных ресурсов на любой момент времени для совершения операций по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с тем, что планирование денежных средств подвержено неопределенности, целесообразно предусматривать денежные ресурсы, несколько превышающие их минимум, необходимый предприятию в прогнозном периоде. Соблюдение этого принципа позволяет его руководству принимать оперативные меры по трансформации излишних средств в краткосрочные инвестиции.
Движение денежных средств — это отражение бесконечного процесса работы предприятия, где не существует начальной и конечной точки. Для успешного осуществления хозяйственной деятельности должен существовать непрерывный поток товаров (услуг) на предприятие и из него. Чтобы данный процесс не прерывался, важно обеспечить своевременное поступление денежных средств на расчетные счета в банках и скоординировать платежи фирмы, максимально приблизив их к поступлениям. Любое существенное невыполнение обязанностей по платежам означает, что непрерывность деятельности предприятия находится под угрозой. Для того чтобы этого не произошло, целесообразно обеспечить планирование будущего (ожидаемого) потока денежных средств. Ожидаемые поступления за расчетный период и их скорость необходимо оценить и сравнить с ожидаемыми платежами и их скоростью. Желательно заранее предусмотреть любые разрывы, особенно важные в те моменты, когда их результатом становится дефицит денежных средств. Важнейшими аспектами финансового управления служит умение менеджеров фирмы использовать с выгодой излишки денежных средств и способность принять оперативные меры для покрытия возможного дефицита.
Значительно проще возместить дефицит денежных средств, если он заранее спрогнозирован. Поэтому основное назначение БДДС состоит в следующем:
♦ обеспечение стабильной платежеспособности предприятия;
♦ анализ взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств;
♦ проведение эффективной политики в сфере привлечения заемных средств;
♦ рациональное размещение свободных денежных средств;
♦ осуществление учета, анализа, планирования и контроля денежных потоков предприятия и образующих его центров финансовой ответственности (затрат, доходов, прибыли и инвестиций);
♦ определение величины и наблюдение за динамикой положительного и отрицательного сальдо денежных средств как по предприятию в целом, так и по каждому ЦФО.
Процесс разработки БДДС включает следующие основные этапы:
1) разработка Положения о бюджетировании движения денежных средств;
2) проведение работы (с привлечением коммерческих служб) по планированию движения денежных средств.
После проведения организационных мероприятий финансисты предприятия осуществляют:
♦ прогноз денежных поступлений в расчетном периоде;
♦ прогноз денежных выплат в расчетном периоде;
♦ определение чистого денежного потока (излишка или недостатка денежных средств) в предстоящем периоде;
♦ выявление возможных источников краткосрочного финансирования в случае дефицита денежных средств (формирование плана финансовых вложений и кредитного плана) или направлений инвестирования в случае их профицита (план осуществления финансовых вложений).
При подготовке БДДС важно составить календарный график получения и расходования денежных средств по дням, пятидневкам или декадам. Такой график отражает влияние деловой активности предприятия на денежные потоки. Выбор временных интервалов зависит от характера его коммерческой деятельности. Если изменения в чистом денежном потоке за день будут значительными, то целесообразно составлять прогноз на каждый день, используя компьютерные технологии. В других случаях достаточно разрабатывать еженедельные, ежемесячные и квартальные прогнозы. Кроме того, полезен так называемый скользящий вариант (Rolling budget), когда бюджет, составленный на квартал, корректируют каждый месяц, а месячный бюджет — каждую декаду.
БДДС должен отражать влияние изменения валютного курса на остатки денежных средств в иностранной валюте как отдельной части урегулирования объема денежной наличности в бюджетном периоде. Поэтому в БДДС отдельными строками показывают поступления валютных средств, которые затем пересчитывают в рубли по курсу Центрального банка России.
Основой для построения БДДС является объем продаж. Поступления от текущей деятельности рассчитывают с учетом изменений в дебиторской задолженности. По предприятию в целом сумму поступлений определяют по формуле:
Сумма поступлений = Объем продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Дебиторская задолженность на конец расчетного периода.
Сумму платежей устанавливают по формуле:
Сумма платежей = Начальное сальдо денежных средств + Увеличение кредиторской задолженности - Конечное сальдо (на конец расчетного периода).
Отдельно вычисляют платежи и поступления по инвестиционной и финансовой деятельности. Форму БДДС каждое предприятие разрабатывает самостоятельно применительно к собственным потребностям и возможностям. В этом документе должна быть представлена информация в разрезе центров финансовой ответственности исходя из принятой структуры финансового управления. Формат БДДС по предприятию в целом представлен в табл. 4.
Таблица 4.
Бюджет движения денежных средств по акционерному обществу на предстоящий квартал
Наименование статей | Сумма на очередной квартал, млн. руб. | В том числе по месяцам | |||||||
I. Текущая (операционная) деятельность | |||||||||
1. Остаток денежных средств на начало расчетного периода | 37,3 | — | - | — | |||||
2. Ожидаемые поступления от реализации продукции | 65,2 | 20,9 | 21,5 | 22,8 | |||||
3. Прочие доходы | 10,8 | 3,5 | 3,5 | 3,8 | |||||
4. Итого поступлений | 76,0 | 24,4 | 25,0 | 26,6 | |||||
_5. Предстоящие выплаты | |||||||||
5.1. Закупка материалов | 28,0 | 9,0 | 9,2 | 9,8 | |||||
5.2. Расходы на оплату труда | 14,0 | 4,5 | 4,6 | 4,9 | |||||
5.3. Общепроизводственные расходы | 10,5 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | |||||
5.4. Коммерческие и управленческие расходы | 7,0 | 2,2 | 2,3 | 2,5 | |||||
5.5. Налоговые платежи | 8,4 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | |||||
5.6. Прочие расходы | 2,1 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | |||||
6. Итого выплат | 70,0 | 22,5 | 23,1 | 24,4 | |||||
7. Превышение поступлений над выплатами (строка 4 - строка 6) | 6,0 | 1,9 | 1,9 | 2,2 | |||||
II. Инвестиционная деятельность | |||||||||
8. Поступления от реализации основных средств и иного имущества | 9,0 | 2,9 | 3,0 | зд | |||||
9. Капитальные вложения | 26,4 | 8,4 | 8,7 | 9,3 | |||||
10. Превышение расходов над поступлениями (строка 8 - строка 9) | -17,4 | -5,5 | -5,7 | -6,2 | |||||
III. Финансовая деятельность | |||||||||
11. Поступления от финансовой деятельности | 14,0 | 4,5 | 4,6 | 4,9 | |||||
12. Выплаты по финансовой деятельности | 12,0 | 3,8 | 4,0 | 4,2 | |||||
13. Превышение поступлений над выплатами (строка 11 - строка 12) | 2,0 | 0,7 | 0,6 | 0,7 | |||||
14. Всего поступлений (строка 4 + + строка 8 + строка 11) | 99,0 | 31,8 | 32,6 | 34,6 | |||||
15. Всего выплат (строка 6 + + строка 12 + строка 12) | 108,4 | 34,7 | 35,8 | 37,9 | |||||
16. Превышение выплат над поступлениями (строка 15 - строка 14) | -9,4 | -2,9 | -3,2 | -3,3 | |||||
17. Прогнозируемый остаток денежных средств на конец расчетного периода (строка 1 - строка 16) | 27,9 | — | — | — | |||||
Из данных таблицы следует, что чистый приток денежных средств по текущей и финансовой деятельности только частично перекрыл их отток по инвестиционной деятельности. Дефицит денежных средств (превышение их оттока над притоком) на конец прогнозного периода составляет 9,4 млн. руб., или 9,5 %. Поэтому остаток денежных средств на конец прогнозного квартала сократился на эту же величину (9,4 млн. руб., или 25,3%). Учитывая значительный размер входного положительного сальдо денежного потока, его снижение на конец прогнозного квартала вполне оправдано, так как характеризует усиление инвестиционной активности акционерного общества.
Проанализировав планируемый БДДС и приняв соответствующие управленческие решения, служба финансового директора осуществляет оперативный контроль за его выполнением. При наличии возможных отклонений от плана, приводящих к негативным последствиям для финансово-хозяйственной деятельности предприятия, бюджет корректируют путем увеличения доходов или снижения расходов.