Уровень высшего образования
бакалавриат
Москва – 2015 г.
В соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» оценочные средства для проведения государственной итоговой аттестации представлены фондом оценочных средств, который включает в себя:
– перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Промежуточная аттестация по каждому типу практики осуществляется в форме дифференцированного зачета (зачета с оценкой).
Для получения зачета студент представляет отчет, который выполняется по результатам прохождения Практики с учетом результатов проведенных работ и отзыв - характеристику руководителя практики.
ЧАСТЬ 1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе прохождения производственной практики
Основными этапами формирования компетенций при прохождении производственной практики-практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются последовательное прохождение содержательно связанных между собой разделов практики. Изучение каждого раздела предполагает овладение студентами необходимыми элементами компетенций на уровне знаний, навыков и умений. Итоговая оценка, полученная с учетом оценивания компетенций на различных этапах их формирования, показывает успешность освоения компетенций студентами.
При выставлении оценки учитывается качество представленных практикантом материалов и отзыв руководителя о работе студента в период практики.
Таблица 1
Контролируемые компетенции
Индекс (код) контролируемой компетенции | Формулировка компетенции |
ПК - 4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
ПК - 5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
ПК - 8 | способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии |
Таблица 2
В результате студенты должны овладеть следующими компетенциями, в соответствии этапами (уровнями) освоения дисциплины:
Коды компетенции | Содержание компетенций | В результате прохождения практики студент должен: | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
Базовый уровень – (1): | ||||
ПК - 4 | – способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | – способы анализа и использования источников информации для проведения. | – формулировать проблематику в сфере финансового управления на основе описания экономических процессов. | – навыками исследовательской работы в сфере финансового управления на основе описания экономических процессов. |
ПК - 5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | – методы анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иную информации, содержащейся в отчетности предприятий. | – анализировать, систематизировать и обобщать финансово-экономическую информацию, относящуюся к предприятию. | – навыками проведения исследований в сфере финансового управления хозяйствующего субъекта. |
ПК - 8 | способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | – методы исследования экономических процессов в рамках темы выпускной квалификационной работы с использованием современных технических средств и информационные технологии. | – применять средства и методы решения поставленных задач в области финансового управления. | – методами принятия решений в соответствии с законами логики и правилами аргументирования. |
Повышенный уровень – (2): | ||||
ПК - 4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | – способы анализа и оценки рисков предпринимательской деятельности, методы прогнозирования финансово-экономических показателей с использованием современных технических средств и информационные технологии. | - обосновывать достоверность полученных результатов прогнозирования финансово-экономических явлений и процессов в сфере финансового управления. | – экономико-математическими способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретации. |
ПК - 5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | – приемы построения эконометрических моделей прогнозирования. | – строить эконометрические модели планирования и прогнозирования экономических процессов. | – навыками построения эконометрических моделей планирования и прогнозирования экономических процессов. |
ПК - 8 | способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | – методологию решения аналитических задач с использованием современных технических средств. | – применять методологию решения аналитических задач с использованием современных технических средств. | – навыками решения аналитических задач с использованием современных технических средств. |
Таблица 3
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе прохождения производственной практики в том числе преддипломной (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
№ п/п | Контролируемый этап практики/раздел практики | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства |
1. | Подготовительный этап | ||
1.1 | Согласование программы практики | Собеседование с руководителем практики (отзыв руководителя) | |
2. | Аналитический этап | ||
2.1 | Структура и содержание отчета по практике | Отчет по практике с описанием выполненных заданий | |
2.1.1 | Общая характеристика организации | ПК-4 (1); ПК-8 (1). | Раздел №1 отчета (Раздел №1 инд. задания ) |
2.1.2 | Социально-экономические условия и особенностей функционирования организации | Раздел №1 отчета (Раздел №2 инд. задания ) | |
2.1.3 | Характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации | ПК-4 (2); ПК-5 (1). | Раздел №1 отчета (Раздел №3 инд. задания ) |
2.1.4 | Описание выявленных проблем в исследуемых видах деятельности организации для разработки управленческого решения для совершенствования предмета выпускной квалификационной работы | ПК-5 (2); ПК-8 (1). | Раздел №1 отчета (Раздел №4 инд. задания ) |
3. | Результативно-аналитический этап | ||
3.1. | Защита результатов прохождения практики | ПК-4 (2); ПК-5(2); ПК-8 (2). | Отчет по практике с описанием технологии выполненных заданий, с анализом всех видов деятельности |
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.
Промежуточная аттестация по Практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по Практике требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» в форме дифференцированного зачета (зачета с оценкой).
Оценка по результатам дифференцированного зачета по Практике выставляется в ведомость, электронную зачетную книжку студента, а в последующем в приложение к диплому.
Шкалы и показатели оценивания представлены в таблице 3.
Показатели оценивания | «Зачтено (с оценкой «отлично»)» | «Зачтено (с оценкой «хорошо»)» | «Зачтено (с оценкой «удовлетворительно»)» | «Не зачтено (с оценкой «неудовлетворительно»)» |
Базовый уровень – (1) | ||||
Оценивание выполнения 1 и 2 раздела индивидуального задания/ Содержание отзыва -характеристики | Студент: - своевременно, качественно выполнил весь объем работы, требуемый программой практики; - показал глубокую теоретическую, методическую подготовку; - умело применил полученные знания во время прохождения практики; - ответственно и с интересом относился к своей работе | Студент: - демонстрирует достаточно полные знания всех профессионально-прикладных и методических вопросов в объеме программы практики; - полностью выполнил программу, с незначительными отклонениями от качественных параметров; - проявил себя как ответственный исполнитель, заинтересованный в будущей профессиональной деятельности | Студент: - выполнил программу практики, однако часть заданий вызвала затруднения; - не проявил глубоких знаний теории и умения применять ее на практике, допускал ошибки в планировании и решении задач; - в процессе работы не проявил достаточной самостоятельности, инициативы и заинтересованности | Студент: - владеет фрагментарными знаниями и не умеет применить их на практике, не способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний при решении заданий; - не выполнил программу практики в полном объеме |
Повышенный уровень – (2) | ||||
Оценивание содержания и оформления отчета по практике | Отчет по практике выполнен в полном объеме и в соответствии с требованиями. Результативность практики представлена в количественной и качественной обработке. Материал изложен грамотно, доказательно. Свободно используются понятия, термины, формулировки. Студент соотносит выполненные задания с формированием компетенций. | Грамотно использует профессиональную терминологию при оформлении отчетной документации по практике. Четко и полно излагает материал, но не всегда последовательно. Описывает и анализирует выполненные задания, но не всегда четко соотносит выполнение профессиональной деятельности с формированием определенной компетенции | Низкий уровень владения профессиональным стилем речи в изложении материала. Низкий уровень оформления документации по практике; низкий уровень владения методической терминологией. Не умеет доказательно представить материал. Отчет носит описательный характер, без элементов анализа. Низкое качество выполнения заданий, направленных на формирование компетенций. | Документы по практике не оформлены в соответствии с требованиями. Описание и анализ видов профессиональной деятельности, выполненных заданий отсутствует или носит фрагментарный характер |
Таблице 3. Шкалы оценивания/показатели оценивания
Для студентов, обучающихся в системе ДОТ оценки выставляются по сто бальной шкале, с последующим переводом в четырех балльную следующим образом:
– 90-100 баллов - 5 (отлично)
– 71-89 баллов - 4 (хорошо)
– 55-70 баллов - 3 (удовлетворительно)
– менее 55 - 2 (неудовлетворительно)
–
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Задания раскрывающие уровень освоения компетенций | Показатели достижения заданного уровня освоения компетенций |
Задание №1. Охарактеризуйте уставную и отчетную документацию организации и дайте общую характеристику ее деятельности, а именно: | ПК-4; ПК-8. З – (4.1;8.1); Н – (4.1;8.1); У – (4.1;8.1). |
– наименование, цель создания организации; – организационно-правовую форму и форму собственности; – основные учредительные документы, внутреннюю организационно-распорядительную документацию, в т.ч. положения, должностные инструкции, методическое обеспечение и т. п.; – отраслевую принадлежность; – экономическую и социальную значимость организации; масштабы, особенности деятельности. | |
Задание №2. Опишите социально-экономические условия и особенностей функционирования организации, отразив следующие вопросы: | ПК-4; ПК-8. З – (4.1;8.1); Н – (4.1;8.1); У – (4.1;8.1). |
– макроэкономические условия; – отраслевые особенности деятельности организации; – уровень концентрации конкуренции в отрасли региона; – уровень государственного регулирования отрасли. | |
Задание №3. Дайте характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации, а именно: | ПК-4 (2); ПК-5 (1). З – (4.2;5.1); Н – (4.2;5.1); У –(4.2;5.1); |
– характеристику основных видов продукции (работ, услуг); – конкурентоспособность продукции, услуг, работ; – особенности организационной и производственной структур; – схематично действующую систему планирования в организации; – систему внутрифирменного планирования и контроля; | |
Задание №4. Опишите методы систематизации полученных данных в соответствии с поставленными задачами и структурой отчета и формулировку выводов и прогнозов, а именно: | ПК-4 (2); ПК-5(2); ПК-8 (2). З – (4.2;5.2;8.2); Н – (4.2;5.2;8.2); У –(4.2;5.2;8.2); |
– используя методы ретроспективного показать выявленные проблемы в исследуемых видах деятельности организации; – сформулировать способы решения данных проблем. |
4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности определены следующей процедурой.
Процедура проведения дифференцированного зачета.
Оценивание результатов практики происходит в два этапа.
1. Проверка правильности составления отчета по формальным признакам и наличия отзыва-характеристики.
2. Оценивание уровня сформированности компетенций на основе защиты раздела отчета о Практике.
При этом, до начала проведения процедуры зачета преподавателем подготавливается необходимый фонд оценочных материалов для оценки знаний, умений, и опыта деятельности в соответствии с формой проведения контроля.
Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре, преподавателем формулируются вопросы в сформированные в соответствии с п.3 ФОС. После получения задания, студент опираясь материалы, изложенные в отчете и подготовки ответов должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать устные развернутые ответы на поставленные вопросы в установленное расписанием время.