Бюджетная система и ее состав. характеристика бюджетов, их роль и значение
Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и гос.устростве РФ регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетво гос.внебюджетных фондов. Структура бюджетной системы РФ:
· федеральный бюджет + бюджеты гос.федер.внебюджет.фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд соц.страхования);
· бюджеты субъектов РФ + бюджеты территориальных гос.внебюджет.фондов (Территориальный фонд обязательного мед.страхования) - предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта;
· местные бюджеты - предназначен для исполнения расходных обязательств МО:
· бюджеты мун.районов, городских округов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
· бюджеты городских и сельских поселений ст.10 БК Рф;
Бюджет в РФ есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.
Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности многоаспектен, что находит свое отражение как в законодательстве, так и в научных формулировках.
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Принципы бюджетной системы - это исходные положения, лежащие в основе бюджетной системы государства, предопределяющие возможность норм права, устанавливающие связи м\у ними и формирующие различные подходы к толкованию норм бюджетного права, разрешению коллизий, восполнению пробелов.
· принцип единства бюджетной системы - единство бюджетного законодательства; основный правовой акт - БК РФ; единство бюджетной документации отчетности; единство бюджетной классификации; единство санкций за нарушение бюджетного законодательства; единый порядок бухучета и т.д.
· принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета - все доходы, расходы и источники финансирования распределяются м\у бюджетами бюджетной системы РФ.
· принцип самостоятельности бюджета - Право и обязанности органов гос.власти и ОМСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета. Право органов гос.власти и ОМСУ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс за исключением случаев указанных в законе. Право органов гос.васти и ОМСУ устанавливать налоги и сборы самостоятельно (право не абсолютно).
· принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и МО - Органы гос.власти и МСУ субъекта РФ имеют одинаковые права с органами гос.власти.
· принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, все доходы, расходы и источники бюджета должны быть отражены максимально полно.
· принцип сбалансированности бюджета - Все расходы бюджета должны быть равны его доходам и поступлениям из источников финансирования дефицита бюджета
· принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств - ст.34 БК РФ. Все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения максимального результата при наименьших затратах.
· принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета- Расходы бюджета не могут быть привязаны к конкретным видам доходов.
· принцип прозрачности, открытости - обсуждение проекта бюджета происходит открыто. искл.: секретные статьи: связанные с гос.тайной, обороной - ЗАКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ.
· принцип достоверности бюджета
· принцип адресности и целевого характера денежных средств
· принцип подведомственности расхода бюджета - Получатели ден.средств могут получать их только от вышестоящих бюджетов и органов.
· принцип единства кассы - зачисление всех поступлений и осуществление всех выплат производится с единого счета бюджета.