Основные категории и понятия. Бюджетная система - совокупность всех видов бюджетов страны, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

Бюджетная система - совокупность всех видов бюджетов страны, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и др.), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области, департаменты и т.п.).

Федеративное государство - государство, внутреннее строение которого основано не на административно-территориальном делении, а на объединении государств либо территориальных образований с чертами ограниченной государственности. Федерация может возникнуть либо путем добровольного объединения нескольких государств в одно (США), либо в результате децентрализации изначально централизованного государства (Россия). Способ создания федерации в дальнейшем оказывает значительное влияние на ее развитие, на взаимоотношения, членов федерации и федерации, на решение вопросов социально-экономического развития территорий. В- России начало федеративным отношениям положило подписание в марте 1992 года Федеративного договора. ч -

Бюджетная система СССР - существовала до 1991 года и представляла собой единый государственный бюджет, в состав которого входили союзный бюджет, бюджет социального страхования и государственные бюджеты 15 союзных республик. В свою очередь в состав последних входили республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты 20 автономных республик и более 53 тысяч местных бюджетов.

Принципы бюджетного устройства СССР - демократический централизм (высокая степень централизации средств в союзном бюджете, все нижестоящие бюджеты в обязательном порядке входили в вышестоящие), принцип национальной политики (управление национальной экономикой и распределение на эти цели бюджетных средств осуществляется из единого центра с активным вмешательством государства во все сферы народного хозяйства), единство (существование обшесоюзного законодательства и законодательства союзных и автономных республик, в соответствии с которым регламентировались бюджетные права всех уровней власти и распределялись доходы между звеньями бюджетной системы).

Бюджетная система РФ - совокупность федерального бюджета, бюджетов 89 субъектов РФ, бюджетов государственных и региональных внебюджетных фондов и местных бюджетов. В настоящее время все вопросы бюджетного устройства и бюджетного процесса регулируются Бюджетным Кодексом (принят Государственной думой 17.07.98 г., введен в действие 1.01.2000 г.).

Принципы бюджетного устройства РФ - единство, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, сбалансированность бюджетов, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Он не утверждается законодательным органом в отличие от других бюджетов и используется для статистического обобщения и анализа различных показателей бюджетной системы. В состав консолидированного бюджета РФ включаются доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются доходы и расходы собственно бюджета субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта РФ.

Межбюджетньте отношения - отношения между органами государственной власти, местного самоуправления по поводу распределения (в основном по вертикали бюджетной системы) налоговых и неналоговых доходов в порядке бюджетного регулирования.

Бюджетный федерализм - форма организации межбюджетных отношений, при которой фискальные интересы федерации должны сочетаться с самостоятельностью нижестоящих бюджетов; равноправие всех членов федерации в их финансовых взаимоотношениях с центром, разграничение сфер деятельности и ответственности уровней власти, самостоятельность бюджетов различных уровней. Бюджетный федерализм характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений, поэтому употребляется не только в федеративных, но и в унитарных государствах.

Бюджетное регулирование (финансовое выравнивание) перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней с целью их сбалансирования и обеспечения всем гражданам страны примерно равного уровня государственных услуг; применяется как в федеративных, так и в унитарных государствах на всех уровнях бюджетной системы в силу наличия горизонтального и вертикального дисбаланса в социально-экономическом развитии отдельных территорий.

Горизонтальный дисбаланс - различие в доходных потенциалах территорий, связанные с природно-климатическими условиями, уровнем развития индустрии и инфраструктуры, демографическими факторами и т.д.

Горизонтальное финансовое выравнивание - передача бюджетных средств между бюджетами одного уровня бюджетной системы. Одной из немногих стран, использующих горизонтальное финансовое выравнивание, является Германия, где часть доходов (преимущественно по НДС) передается от экономически развитых земель экономически отсталым.

Вертикальный дисбаланс - разрыв между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации данных полномочий.

Вертикальное финансовое выравнивание - система перераспределения ресурсов между бюджетами различного уровня, преимущественно из вышестоящих бюджетов нижестоящим, в РФ система включает в себя выделение финансовой помощи (трансфертов), отчисления от регулирующих налогов и средства по взаимным расчетам.

Регулирующие налоги - налоги, по которым производятся отчисления в нижестоящие бюджеты по закону о вышестоящем бюджете на очередной финансовый год; в РФ к рейдирующим налогам относятся НДС, подоходный налог, акцизы.

Регулирующие доходы - доходы, по которым устанавливаются нормативы отчислений из вышестоящих бюджетов нижестоящим; к ним относятся регулирующиеналоги и финансовая помощь.

Закрепленные (собственные) налоги ~ налоги, которые по закону полностью или частично закреплены за соответствующим бюджетом на долговременной основе-

Закрепленные (собственные) доходы - доходы, по закону зачисляемые в соответствующий бюджет; включают закрепленные налоги, безвозмездные перечисления и неналоговые доходы (за исключением финансовой помощи).

Средства по взаимным расчетам - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему для компенсации расходов, возникших в результате изменений в бюджетном, налоговом законодательстве после принятия закона о федеральном бюджете, а также в результате принятия решений вышестоящими органами власти, требующих дополнительных расходов нижестоящего бюджета.

Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за их исполнением.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета согласно ведомственной классификации расходов федерального бюджета.

Распорядитель бюджетных средств - орган власти или орган местного самоуправления, распределяющий средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств - бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др., а также кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Бюджетная роспись - документ, составляемый в процессе исполнения бюджета, о поквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета с распределением по подразделам бюджетной классификации и бюджетополучателям.

Бюджетная инициатива - право депутатов вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.

Секвестр - пропорциональное сокращения расходов бюджета, за исключением защищенных, статей, проводимое в случае превышения предельного размера дефицита бюджета.

Защищенные статьи бюджета - статьи бюджетных договоров, не подлежащие сокращению, секвестированию в силу их особой важности для государства и населения.

Кассовое исполнение бюджета- зачисление всех поступающих доходов на бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных бюджетным планом расходов. Кассовое исполнение федерального бюджета возложено на органы федерального казначейства, региональных и местных бюджетов - на уполномоченные банки.

Бюджетный (финансовый) год - время, период, в течение которого осуществляется исполнение утвержденного бюджета. В ряде стран этот период совпадает с календарным годом, но может и не совпадать с ним.

Льготный период (1 месяц) - дополнительный период времени, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам.

Счетный период - финансовый год и льготный период в совокупности.

Вопросы для дискуссионного обсуждения

1 Охарактеризуйте основные этапы развития бюджетной системы в 1930- 90-е годы.

2 Дайте сравнительную характеристику бюджетных систем СССР и РФ.

3 Расскажите, каким путем (по сравнению с федерацией США) образовалась Российская Федерация. Как это отражается в настоящее время на межбюджетных отношениях, на социально-экономической ситуации в
территориях, на развитии бюджетного федерализма в России и США?

4 Расскажите о системе финансового выравнивания и видах финансовой помощи в РФ.

5 Расскажите о межбюджетных отношениях в РФ.

6 Охарактеризуйте развитие бюджетного федерализма в РФ.

7 Чем различаются понятия: межбюджетные отношения и бюджетный федерализм?

8 Каково значение федерального бюджета в бюджетной системе РФ?

9 Какова роль территориальных бюджетов в системе территориальных финансов РФ?

10 Расскажите о значении консолидированного бюджета РФ (консолидированного бюджета субъекта РФ). Почему такой документ не составлялся в советское время?

11На основании каких документов происходит составление проекта бюджета на очередной финансовый год?

12 Какие цели ставятся при составлении проекта бюджета?

13 Чем определяется содержание бюджетного процесса?

14 Назовите и охарактеризуйте задачи бюджетного процесса.

15 Назовите материалы, включаемые в бюджетное послание Президента РФ, охарактеризуйте значение этого документа.

16 Перечислите этапы бюджетного процесса и укажите функции органов власти на каждом из них,

17 Расскажите о процедуре рассмотрения проекта федерального бюджета в Государственной Думе в четырех чтениях.

18 В чем заключается контроль за нецелевым использованием средств? Какие органы проводят этот контроль? Каким образом происходит эта процедура?

19 На основании чего принимается решение о секвестровании? В какие годы были произведены такие действия?

20 В чем заключается важнейшая задача исполнения бюджета?

21сВ чем состоит кассовое исполнение бюджета и на какие органы оно возложено?

22 Дайте характеристику содержания статей федерального закона «О федеральном бюджете на ...год».

23 В каком случае отчет об исполнении бюджета может быть отклонен?

Задание для самостоятельной работы студента

1. Постройте сравнительную схему бюджетной системы страны до 1991 г. и в современных условиях.

2. Постройте схему бюджетной системы России как суверенного государства.

3. На основе анализа Закона РСФСР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РСФСР» определите новые экономические и финансовые понятия, использованные в данном законе и дайте их характеристику.

4 Нарисуйте схему консолидированного бюджета РФ и консолидированного бюджета Оренбургской области.

5 Подберите статистический материал, иллюстрирующий уровень централизации средств в союзном бюджете в советское время (в виде графика, диаграммы) и объясните, от чего зависела динамика этих показателей.

6 Оцените масштабы федерального бюджета РФ в сравнении с территориальными бюджетами и бюджетами внебюджетных фондов за ряд лет

7 Подберите статистический материал за ряд лет, иллюстрирующий динамику доходов и расходов консолидированного бюджета РФ (консолидированного бюджета Оренбургской области) и объясните эти
изменения (в виде графика, диаграммы).

8 Составьте и проанализируйте таблицу, характеризующую распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы за ряд лет.

9 На основании данных регионального или муниципального бюджета оцените степень его самостоятельности.

10 Постройте схему бюджетного процесса с определением финансовых органов, участвующих в этом процессе.

11 Сравните положения Закона РСФСР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РСФСР» и Бюджетного кодекса РФ, касающиеся бюджетного процесса.

12 Проследите, как соблюдались нормы бюджетного процесса в РФ до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под бюджетной системой?

2. Дайте состав бюджетной системы РФ.

3. На каких принципах строится бюджетная система?

4. Назовите основные бюджетные права федеральных органов власти.

5. Назовите основные бюджетные права субъектов федерации и местных органов власти.

6. Что понимается под бюджетной классификацией?

7. Что такое бюджетное устройство?

8. Чем обусловлено деление бюджетных доходов на собственные и регулирующие?

9. Как разграничиваются доходы между звеньями бюджетной системы?

10. Как распределяются расходы между звеньями бюджетной системы? Что понимается под бюджетным процессом?

Наши рекомендации