Принципы и основные подходы стандартизации оценки имущества в Украине

Стандартизация оценки имущества является теоретико-методической основой проведения оценки имущества, обеспечения осуществления профессиональной оценочной деятельности, достижения унификации требований и высокого качества услуг по оценке имущества.

Анализируя современное положение стандартизации оценки имущества в разных странах в целом можно выделить уровни стандартизации по территориальным и регламентным признакам. Причиной их выделения является, прежде всего, степень гармонизации законодательства каждой страны с международным законодательством, а также необходимость учета в практической оценочной деятельности особенностей национального законодательства.

По территориальному признаку стандартизация осуществляется на международном (Международные стандарты оценки), межрегиональном (Европейские стандарты оценки) и национальном (национальные стандарты оценки) уровнях. Особенностью каждого из этих уровней является степень обобщения основных методических требований к проведению оценки имущества, обязательности выполнения требований этих стандартов при фактически аналогичном понимании основных принципов оценки и понятий, в частности понятия «рыночная стоимость». Существенной является также форма приобретения правового статуса указанными стандартами в разных странах мира. Наиболее высокий статус в каждой стране, как правило, приобретают национальные стандарты оценки имущества (в случае их существования). Другие уровни стандартизации в основном носят рекомендательный характер и выполняют функцию обеспечения теоретико-методического «взаимодействия» профессионалов разных стран в процессах движения капитала.

По регламентному признаку стандартизация осуществляется на общем и корпоративном уровнях. При этом, общий уровень отображает содержательную часть методических требований к оценке имущества и, по своей сути, представляет основные понятийные постулаты оценки имущества. Общий уровень стандартизации в сочетании с ее территориальными уровнями фактически представляет собой ядро теоретико-методических основ оценки имущества. Так, национальные стандарты оценки, как общий уровень стандартизации в определенной стране, представлены «пообъектными» национальными стандартами, которые отражают особенности оценки определенных объектов оценки, и "целевыми" национальными стандартами, которые посвящены особенностям оценки имущества для разных целей ее проведения.

Дополняет их корпоративный уровень стандартизации, который представлен в виде определенных норм профессиональной оценочной деятельности, устанавливаемых национальными профессиональными ассоциациями оценщиков. Корпоративный уровень стандартизации конкретизирует, в первую очередь, этические нормы осуществления профессиональной оценочной деятельности в части применения методических подходов и оценочных процедур, обеспечения объективности оценки и ее достоверности.

С вступлением в силу Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» начат широкомасштабный проект стандартизации оценки имущества и имущественных прав в Украине.

Стандартизация оценки имущества, как это предусмотрено Законом, происходит несколько иным способом, чем, например, процесс стандартизации в сфере технической политики, определенный Законом Украины «О стандартизации». Статьей 9 Закона об «Оценке...» предусмотрено утверждение Кабинетом Министров Украины положений (национальных стандартов) оценки имущества, которые разрабатываются на основе международных стандартов оценки.

С принятием положений (национальных стандартов) оценки имущества связан следующий этап внедрения Закона - приведение в соответствие с их требованиями всех нормативно-правовых актов, которыми регулируются вопросы цены, стоимости имущества и имущественных прав в Украине. Часть этих нормативно-правовых актов является составной частью системы стандартизации оценки имущества в Украине, поскольку, как правило, представляет собой унификацию методических требований по пообъектному или целевому признаку.

Невыполнение положений (национальных стандартов) оценки имущества, других нормативно-правовых актов по оценке имущества может повлечь за собой лишение квалификационного документа оценщика, сертификата субъекта оценочной деятельности, другие формы гражданско-правовой ответственности лиц, в том числе даже уголовной

ответственности.

Все это требует обеспечения проведения стандартизации оценки имущества на принципах методической четкости и прозрачности; взаимной увязки положений (национальных стандартов) с требованиями существующих законодательных актов и адаптации их к современному положительному практическому опыту по оценке имущества; внедрения основ международных стандартов оценки. Процедура разработки положений (национальных стандартов) оценки имущества предусматривает широкое привлечение саморегулируемых организаций оценщиков, научно-исследовательских учреждений, ведущих специалистов по вопросам оценки имущества. Одновременно, стандартизация оценки имущества, как процесс установления положений (национальных стандартов) для их общего и многоразового применения с целью достижения оптимальной степени упорядочения профессиональной оценочной деятельности, должна, в первую очередь, базироваться на практическом опыте по оценке имущества.

В процессе реализации указанных принципов стандартизации возникают определенные сложности, связанные, прежде всего, с несовершенством законодательства Украины, особенно в вопросах идентификации объектов оценки, противоречиями в понятийном аппарате относительно определения некоторых видов имущества, наличия законодательных требований относительно определения некоторых видов стоимости, которые иногда не отвечают основным принципам международных стандартов оценки и методологии оценки имущества в целом. Одним из объективных препятствий является также отсутствие достаточного практического опыта независимой оценки некоторых видов имущества и имущественных прав.

Большое значение приобретает также статус положений (национальных стандартов) оценки имущества в Украине как основного нормативно-правового акта по оценке имущества, благодаря которому осуществляется методическое регулирование оценки имущества, а также устанавливаются требования к содержанию отчетов об оценке имущества и порядку их рецензирования. В Украине положения (национальные стандарты) оценки имущества являются обязательными к выполнению субъектами оценочной деятельности во время проведения ими оценки имущества всех форм собственности и в любых случаях ее проведения, что существенно отличает их от международных и европейских стандартов оценки. Международные стандарты оценки и европейские стандарты оценки, за исключением некоторых положений, носят в основном рекомендательный характер и применяются с учетом национального законодательства каждой страны. Проведение оценки имущества не в соответствии с требованиями положений (национальных стандартов) влечет за собою признание такой оценки недействительной и ее аннулирование, то есть может привести к признанию недействительным договора, для обеспечения которого проводилась оценка.

Учитывая вышеуказанное, во время разработки положений (национальных стандартов) оценки имущества необходимо придерживаться принципа системности, обеспечиваемого таким их построением, которое включает положения (национальные стандарты), регулирующие общие принципы оценки определенных видов объектов оценки, и положения (национальные стандарты), устанавливающие особенности оценки имущества и имущественных прав в зависимости от цели оценки. Дальнейшее методическое регулирование осуществляется в соответствующих методиках и иных нормативно-правовых актах, базирующихся на основных требованиях положений (национальных стандартов) оценки имущества. Необходимость таких актов связана, прежде всего, с конкретизацией порядка расчета определенных видов стоимости имущества для случаев проведения оценки имущества оценщиками, работающими в субъектах оценочной деятельности - органах государственной власти и местного самоуправления.

Именно такая система стандартизации оценки имущества реализуется сегодня в процессе разработки положений (национальных стандартов) оценки имущества. В частности общая структура положений (национальных стандартов) оценки имущества включает Положение (национальный стандарт) оценки имущества 1 "Общие начала оценки имущества и имущественных прав", отдельные положения (национальные стандарты) оценки недвижимости, объектов в нематериальной форме, объектов в форме целостного имущественного комплекса, объектов в форме финансовых интересов, объектов в форме движимого имущества. Следует указать, что отдельного методического регулирования будут требовать такие объекты оценки как земельные участки сельскохозяйственного назначения, месторождения полезных ископаемых, а также некоторые виды движимого имущества, в частности транспортные средства. Возникает необходимость также Конкретизировать методические особенности оценки имущества и имущественных прав для некоторых случаев ее проведения, в частности для случаев залога и страхования.

Внедрение системы стандартизации оценки имущества требует параллельного осуществления работы относительно обеспечения реализации положений (национальных стандартов) оценки имущества в практической профессиональной оценочной деятельности независимо от случаев проведения оценки имущества и субъектов оценочной деятельности, ее осуществляющих. Сложность указанных заданий очевидная. Но и ответственность оценщиков, субъектов оценочной деятельности за достоверность и объективность оценки имущества в Украине сегодня чрезвычайно большая.

Наши рекомендации