Классификация систем сигнализации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
АРХАНГЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ (ФИЛИАЛ) СПбГУТ
(АКТ (ф) СПбГУТ)
МДК 01.04 УПРАВЛЕНИЕ И СИГНАЛИЗАЦИЯ
В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ И СИСТЕМАХ
вариант-4
студент________________________
группа_________________________
преподаватель__________________
Архангельск 2016
Задача 1
1. Изучить пятиуровневую модель TMN. Дать определение сети TMN. Привести архитектуру TMN и пояснить функции каждого уровня.
2. Изучить назначение и основные функции менеджеров EM, NM, SM, BM. Заполнить таблицу 1.
Решение.
1 Основой построения систем управления сетями электросвязи является распределенная сеть управления телекоммуникациями TMN (Telecommunication Management Network), которая обеспечивает управление сетями электросвязи и их услугами путем организации согласованного взаимодействия между различными типами систем управления и оборудованием сетей электросвязи на основе единых стандартизированных протоколов и интерфейсов.
Система TMN предназначена для управления услугами сетей связи: эксплуатации и технического обслуживания телекоммуникационных систем и сетей, оперативно-технического контроля и управления (администрирования) сетевыми устройствами в целях обеспечения нормативного качества предоставляемых услуг связи.
Объектами TMN являются телекоммуникационные ресурсы (функциональные блоки, модули и другие), на определенные свойства которых можно осуществлять целенаправленное управляющее воздействие. Например, можно запрещать организацию обходных направлений через определенный узел связи.
Функционирование любой сети связи невозможно без ее администрирования и технического обслуживания. Администрирование или менеджмент заключается в выполнении администратором сети функций административного (директивно-логического) управления сетью, например, функции формирования конфигурации сети, распоряжения ресурсами сети, регулирование прав доступа в сеть и другие. Техническое обслуживание сети сводится в общем случае к автоматическому, полуавтоматическому или ручному управлению сетью, как физической системой, например:
- ее мониторингу и сбору статистики о прохождении сигнала,
- ее тестированию в случае возникновения неординарных или аварийных ситуаций,
- восстановлению работоспособности в случае ее потери, например, путем резервного переключения,
- ремонту сети, если резервное переключение невозможно или оно не приводит к восстановлению работоспособности системы.
Общая архитектура управления сетью связи может быть представлена пятиуровневой моделью управления (рисунок 1).
Рисунок 1 - Архитектура TMN
Самый нижний уровень – уровень сетевых элементов образуется компонентами сети, которые рассредоточены по объектам сети (узлы коммутации, сетевые станции и сетевые узлы, мультиплексоры, аппаратура оперативного переключения, регенерационные пункты, оптические или электрические кабели, источники электропитания и другие). На этом уровне реализуются функциональные возможности сетевых элементов, их эксплуатация, самодиагностика, самотестирование и генерация сигналов о неисправностях, предотказного состояния и отказа.
Второй уровень – уровень управления сетевыми элементами обеспечивает выполнения функций контроля состояния сетевых элементов, отображения параметров их функционирования, техническое обслуживание, тестирование и конфигурирование сетевых элементов.
Третий уровень – уровень управления сетью, осуществляет общее согласованное управление разнородными сетевыми элементами и их ресурсами. Управление осуществляется из единого центра, который рассматривается как самостоятельный функциональный компонент.
Данный уровень осуществляет контроль за взаимодействием сетевых элементов, в частности, здесь формируются маршруты передачи данных между оконечным оборудованием для достижения требуемого качества обслуживания, вносятся изменения в таблицы маршрутизации, отслеживается степень использования пропускной способности отдельных каналов, оптимизируется производительность сети и выявляются сбои в ее работе.
Четвертый уровень – уровень управления услугами предназначен для взаимодействия с пользователями, например, назначение пользователям требуемого вида услуг, определение их качества, тарифа и времени существования услуги. Этот уровень не связан с управлением физическими объектами.
Пятый уровень – уровень управления бизнесом предприятия (верхний уровень управления эффективностью сети связи). Он относится к стратегическому и тактическому управлению, а не к оперативному, как остальные уровни пирамиды, и отвечает за проектирование сети и планирование ее развития с учетом бизнес-задач, составление бюджетов, организацию внешних контактов и прочее.
2.
Таблица 1 – Назначение и основные функции менеджеров TMN
Уровень управления | Тип менеджера, его назначение | Основные функции менеджера |
Управление элементами сети | элемент-менеджер EM (Element Manager). | Реализует управляющие функции, которые специфичны для оборудования конкретного производителя, и эта специфика скрывается от вышележащих уровней. Примерами таких функций могут служить выявление аппаратных ошибок, сбор статистических данных, измерение степени использования вычислительных ресурсов и другие. |
Управление сетью связи | сетевой менеджер NM (Network Manager). | Существует два режима работы NM: - режим управления, обеспечивающий полный доступ ко всем возможностям и опциям NM, кроме возможности изъятия сохраненного файла конфигурации; - режим мониторинга, при котором осуществляется, как правило, сбор и оценка показателей работоспособности сети и ее элементов, все остальное запрещено. |
Управление услугами связи | сервис-менеджер SM (Service Manager) | Осуществляет контроль за качеством обслуживания и выполнением условий соглашений об уровне обслуживания, управление регистрационными записями и абонентами услуг, добавление или удаление пользователей, присвоение адресов, биллинг, взаимодействие с управляющими системами других поставщиков услуг и организаций. |
Управление бизнесом | бизнес-менеджер BM(Business Manager) | Осуществляет руководство финансами компании (оператора сети), управление пакетами акций, долгосрочная рыночная стратегия, управление персоналом, взаимодействие с другими компаниями – операторами связи. |
Задача 2
Классификация систем сигнализации
1. Изобразить классификацию систем сигнализации (рисунок 2). Согласно исходных данных своего варианта (таблица 2). Дать подробное описание вида сигнализации и ответить на индивидуальный вопрос.
Таблица 2 – Исходные данные
№ варианта | Вид сигнализации | Индивидуальный вопрос |
Внутриканальная | Что такое сигнальное сообщение |
1. Под сигнализацией в сетях связи понимается совокупность сигналов, передаваемых между элементами сети для обеспечения установления и разъединения соединения при обслуживании вызовов, а также для передачи различной служебной информации.
Рисунок 2 - Классификация систем сигнализации
Внутриканальная (внутриполосная) сигнализация. Большинство аналоговых систем сигнализации, применяемых для автоматической связи, являются внутриканальными (in-band). Все сигнальные сообщения в таких системах передаются внутри спектра частот того же канала, что и полезная информация (речь, данные). Например, по телефонным каналам сигнальные сообщения могут передаваться постоянным током, токами тональной частоты, индуктивными импульсами. Недостатком такой системы считается большой объем оборудования сигнализации (приемопередатчиков тональных и импульсных сигналов, устройств защиты от ложных срабатываний). Кроме того, совместное использование ограниченного спектра частот резко снижало качество телефонных разговоров и достоверность передаваемых данных. Позднее появились аналоговые системы сигнализации с обособленным сигнальным каналом (out-of-band), которые предусматривали внеполосную передачу сигнальных сообщений. Такой подход хотя и улучшил качество связи, но не решил проблем избыточности оборудования.
2. В процессе установления, а затем и разъединения телефонного соединения обязательным условием является обмен целой совокупностью сигнальных сообщений. Подсигнальным сообщением понимается передаваемый как единое целое набор сигнальной информации, относящейся к вызову, процедуре управления и прочее.
Задача 3