Учет и контроль предвиденных расходов

ЛК 5. Учет и контроль доходов и расходов по договорам строительного подряда

1. Общий порядок признания доходов и расходов по договору строительного подряда

2. Специфический порядок признания выручки и расходов по договору строительного подряда

3. Объект бухгалтерского учета по договорам строительства комплекса объектов по единому проекту

4. Корректировка выручки по договору на суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей

5. Учет и контроль доходов, непосредственно не связанных с исполнением договора

6. Учет и контроль предвиденных расходов

7. Учет и контроль распределения косвенных расходов

8. Учет и контроль расходов, понесенных до даты подписания договора

9. Условия и порядок определения финансового результата по договору строительного подряда способом «по мере готовности»

10. Способы определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату

11. Документальное подтверждение расходов и доходов для определения финансового результата способом «по мере готовности»

12. Введение в рабочий план счетов дополнительного субсчета

Учет и контроль доходов, непосредственно не связанных с исполнением договора

К доходам, которые непосредственно не связаны с исполнением договора строительного подряда, относятся:

- доходы по договору купли-продажи от продажи организацией излишних строительных материалов и конструкций, приобретенных для исполнения договора;

- доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам строительные машины и оборудование, которые временно не используются для исполнения договора.

Эти доходы, которые непосредственно не связаны с исполнением договора строительного подряда, в выручку по договору не включаются. Их учет организация может вести:

- 1) в составе прочих доходов;

- 2) путем уменьшения прямых расходов по договору.

Второй вариант учета доходов, непосредственно не связанных с исполнением договора, путем уменьшения прямых расходов по договору, вызывает необходимость уточнения, как эти операции отражаются в учете, поскольку ПБУ 2/2008 не определяет порядок их учета на бухгалтерских счетах.

В связи с чем предполагается введение отдельного субсчета «Доходы, непосредственно не связанные с исполнением договора строительного подряда»к счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Пример. Организация-подрядчик заключила договор с заказчиком на выполнение работ по восстановлению здания. В процессе выполнения работ были проданы излишние строительные материалы, приобретенные для исполнения договора, на сумму 100 000 руб. Возможны два варианта учета.

Таблица 2 – Два варианта бухгалтерских записей по отражению доходов от продажи излишних строительных материалов

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит
I вариант
Признаны доходы от продажи излишних строительных материалов 100 000
II вариант
Предъявлено к оплате за излишние строительные материалы 100 000 46/ суб«Доходы, непосредственно не связанные с исполнением договора строительного подряда»
На сумму доходов от продажи излишних строительных материалов уменьшены прямые расходы по договору 100 000 46/ суб«Доходы, непосредственно не связанные с исполнением договора строительного подряда»

Учет и контроль предвиденных расходов

В состав расходов по договору включаются прямые, косвенные и прочие расходы.

Прямые расходы– это расходы, непосредственно связанные с исполнением договора.

Косвенные расходы– часть общих расходов организации на исполнение договоров, приходящихся на данный договор.

Прочие расходыпо договору – это расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора. Они могут включать, например, отдельные виды расходов на общее управление организацией, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Прямые расходы по договору подряда подразделяются на фактически понесенные и предвиденные.

Предвиденные или ожидаемые неизбежные расходы – это расходы, которые возмещаются заказчиком по условиям договора.

Организация может учитывать их следующими двумя способами:

1) по мере возникновения в процессе работ по строительству (устранению недоделок в проектах и СМР, разборке оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты и т.п.);

2) путем образования резерва на покрытие предвиденных расходов (гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта).

Резерв на покрытие предвиденных расходов образуется при условии, что они могут быть достоверно определены. При формировании резерва организация должна определить ежемесячную сумму отчислений в него.

Пример. Организация-подрядчик заключила договор с заказчиком на выполнение работ по строительству здания. По условиям договора в течение одного года после окончания работ по строительству подрядчик осуществляет гарантийный ремонт созданного объекта. Предполагаемая сумма расходов на гарантийный ремонт составляет 480 000 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв – 40 000руб. (480000 руб.:12мес.).

По мере осуществления строительства подрядная организация формирует резерв на покрытие предвиденных расходов путем включения их в состав прямых расходов: Дт 20 Кт 96 40000 руб.

Наши рекомендации