Субъекты финансового менеджмента
Зарождение финансового менеджмента и его развитие
2-ая пол. ХIХ века -Быстрое научно-техническое развитие производства, усложнение взаимных связей предприятий, банков. Возникла потребность в более высокой организации труда и движении капитала. С новыми идеями организации управления выступил французский инженер Анри Файоль (1841-1925 гг.). Он придавал большое значение финансовой функции управления: поиску капитала, ускорению его оборота, эффективному использованию.
Рубеж Х1Х-ХХ века -Поиск форм и методов маневрирования финансовыми ресурсами в условиях небывалого роста экономического потенциала в развитых странах и ускорения его концентрации в руках крупных монополий. Развитие акционерных обществ, финансового рынка. Возникают новые идеи по организации финансовых отношений.
Кризис 30-х гг. -Спад производства, банкротство.
Неплатежеспособность. На первый план – выживание в условиях кризиса. Отсюда - задача умелого маневрирования денежными ресурсами, оптимизации объема, структуры затрат, активизации финансовых стимулов.
1-ая пол. 50-х гг. -Особое внимание эффективности инвестиционных проектов, управлению оборотным капиталом.
60-е гг. -Акцентированное внимание операциям с ценными бумагами.
70-е гг. -Разработка новых инструментов фондового рынка, прежде всего опционов. Их использование при выборе и реализации инвестиционных проектов. Опцион – право выбора способа, формы, объема, техники исполнения обязательства, предоставленное одной из сторон. Или право отказа от исполнения обязательства.
80-е гг. -Введение новшеств в способы страхования предприятий от рисковых потерь. Появление на высшем уровне руководства финансовых директоров, которые являлись заместителями руководителя фирмы. Они отвечали за формирование финансовой политики. Введение прямой зависимости денежного вознаграждения финансового менеджера от достигнутых финансовых результатов фирмы.
90 – е гг. -Трансформационная экономика. Хозяйственные субъекты начали самостоятельно принимать решения.
5. Виды финансового менеджмента:Стратегический; Тактический; Оперативный.
Стратегический - нацелен на реализацию долгосрочных перспективных решений в области управления капиталом.
- финансовая оценка проектов вложения капитала;
- отбор критериев принятия инвестиционных решений;
- выбор оптимального варианта вложения капитала;
- определение источников финансирования.
Тактический - Форма управления процессом формирования и использования фондов денежных средств, совершения текущих платежей и расчётов. Критерием успеха тактического финансового менеджмента является стыковка долгосрочных и краткосрочных финансовых целей. Реализация краткосрочных финансовых целей с наименьшими затратами в текущем периоде.
Элементы тактического фин. мен.: - краткосрочное финансовое планирование; - краткосрочное финансирование; - анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия.
Оперативный - Это оперативное управление денежной наличностью.
Задачи оперативного фин. мен.: 1) обеспечение такой суммы наличных средств, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств;
2) достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных средств.
Объекты фин. мен.
2гр. объектов финансового менеджмента:
I группа:- активы и капитал предприятия; - денежные потоки предприятия; - финансовые ресурсы; - реальные и финансовые инвестиции; - риски.
II группа: финансовые отношения.
Есть несколько групп финансовых отношений:
1. Между работниками предприятия и предприятием (оплата труда, стимулирование, выплата ссуд, командировочных и т.д.)
2. Отношения внутри отрасли и предприятием (холдинги, финансово-промышленные группы и т.д.).
3. Отношения между поставщиками и покупателями (структура издержек, политика ценообразования и т.д.).
4. Отношения между предприятием и государством (кредиты, субсидии, льготы, налоги и т.д.).
5. Отношения между предприятием и кредитной системой.
6. Отношения между предприятием и биржами, страховыми организациями и т.д.
6. В основе выбора целей находятся несколько теорий организации бизнеса.
Максимизация прибыли, доходов собственника. -Предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль. Однако в идеале достичь этого максимума невозможно. Поэтому применяется понятие «нормальной» прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса.
Наращивание объёмов производства и сбыта, гармонизация интересов различных групп менеджеров и собственников. -Фирма должна стремиться не только к наращиванию производства и сбыта, но и заботиться о социальном положении своих работников.
Максимизация рыночной стоимости фирмы. -Основной целью должна являться максимизация рыночной стоимости ценных бумаг фирмы.
Цель фин. мен.: Выработка решений для обеспечения максимизации прибыли предприятия, рыночной стоимости бизнеса.
Основные задачи фин. мен.:
1. Формирование достаточного объема финансовых ресурсов для предприятия. 2. Эффективное использование финансовых ресурсов. 3.Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.
4. Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска.
5. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.
С учётом объектов финансового управления на предприятии выделяют следующие основные направления финансового менеджмента: 1)формирование необходимого объёма капитала, активов и оптимизация их структуры; 2)Управление: - денежным оборотом предприятия по различным сферам его деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой;
- оборотными активами в целом и в разрезе отдельных их элементов;
- внеоборотными активами;
- реальными и финансовыми инвестициями; - формированием финансовых ресурсов за счёт собственных внутренних и внешних источников; - привлечением заёмных средств;
- финансовыми рисками; 3)предотвращение угрозы банкротства.
Субъекты финансового менеджмента.
В качестве субъектов финансового менеджмента внутри предприятия выделяют: собственника, предпринимателя (директора), финансового менеджера.
Такое деление предопределено различием в функциях и построено на основе концепции агентских отношений, когда собственник делегирует свои полномочия предпринимателю или директору предприятия, который, в свою очередь, нанимает финансового менеджера для выполнения определённых задач в области финансов.
Взаимодействие собственника, предпринимателя и финансового менеджера можно представить в виде схемы: см.на листике.