Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:
1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.
2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
• разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
• разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.;
• регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.
Задачами государственного регулирования являются:
• реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
• обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов;
• создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.
Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.
Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с Федеральной службе по финансовым рынкам России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка цепных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).
Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
• разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
• концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;
• контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
• установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;
• создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
• создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
• предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);
• регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства;
• разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг;
• арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг;
• налогообложение.
В настоящее время в России эти задачи выполняются частично. Ввиду недостаточного развития института профессиональных участников рынка ценных бумаг, отсутствия традиций и устоявшихся методов работы, основную роль в управляющей подсистеме регулирования рынка ценных бумаг играют государственные органы. Функции главного координирующего органа выполняет Федеральная служба по финансовым рынкам России.
Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время их действует более 300, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком. Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах". Постановление ФКЦБ России "Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" (сентябрь 1996 г.). Постановление ФКЦБ России "Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций" от 11 ноября 1998 г.
В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В них имеется немало противоречий, двойных толкований и "белых пятен". Например, слабо урегулированы трастовые операции, операции, связанные с залогом ценных бумаг и ссудой ценными бумагами, отсутствует адекватное правовое толкование новых типов институциональных инвесторов, акций на предъявителя, безбумажного выпуска ценных бумаг, прав и обязанностей самоуправляемых ассоциаций участников рынка ценных бумаг. По некоторым оценкам, действующая нормативно-правовая база реально сдерживает развитие фондового рынка, непосредственно влияя на уменьшение объема инвестиций и ценные бумаги. Примерно половина нормативно-правовых актов связана с государственными ценными бумагами и притчи записи. К целом законодательство, регулирующее обращение ценных бумаг, имеет большие пробелы, не охватывает важные области фондового рынка.
На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено па поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг и обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. Hа вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных виден деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
· регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
· лицензирование деятельности профессиональных участников рынка;
· аттестация специалистов инвестиционных институтов;
· страхование инвесторов;
· аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
· надзор и контроль за проведением фондовых операций;
· регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
· раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.
Федеративное устройство России предполагает двухуровневое регулирование рынка цепных бумаг на федеральном и региональном уровнях. Если федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков ценных бумаг пока еще формируется. Это связано с тем, что в целом региональные рынки характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры и сети коммуникаций. Хотя примеры городов Москвы и Санкт-Петербурга, Нижегородской и Свердловской областей свидетельствуют о больших перспективах их развития.
На региональном уровне в целом преобладает государственное регулирование, широко используются командно-административные методы управления. Методы экономического и социально-психологического управления региональными рынками ценных бумаг применяются недостаточно эффективно. Это связано прежде всего с отсутствием необходимого числа профессиональных менеджеров. Важными аспектами экономического регулирования являются наполнение рынка ценными бумагами с различными инвестиционными качествами, предложение привлекательных инвестиционных программ. Социально-психологические методы регулирования рынка ценных бумаг связаны с формированием определенного общественного мнения, целенаправленной работой по мотивации поведения инвесторов.
Действующая нормативно-правовая база в регионах часто противоречит федеральной. Она не в полной мере защищает интересы инвесторов, не дает четких разъяснений по регулированию операций на вторичном рынке и применению санкций к нарушителям. В этих условиях повышается значение конкретных мер, направленных на упорядочение регулирования региональных рынков ценных бумаг. Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является также одной из сфер деятельности территориальных органов Федеральной службе по финансовым рынкам России. Цель таких территориальных органов — обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых Федеральной службой по финансовым рынкам России, и контролировать деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории региона.
В состав региональной органов входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональных органах создается консультационно-совещательный орган — экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников рынка ценных бумаг и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.
Региональная комиссия обеспечивает выполнение на подведомственной территории постановлений Федеральной службы по финансовым рынкам России, распоряжений ее региональных представительств. В сферу ее компетенции входят следующие вопросы:
• разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;
• регламентация порядка деятельности: 1) юридических и физических лиц па региональном рынке ценных бумаг; 2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;
• определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению.