Составление программы аудита
Программа является развитием общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания процедур, необходимых для практической реализации плана. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей средством контроля качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа процедур по существу представляет перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу учета.
В зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы.
Развитием Общего плана аудита является Программа аудита (табл. 7). Она определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. Программа представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, она также устанавливает сроки, запланированные на проверку различных областей или проведение процедур аудита.
Таблица 7
ПРОГРАММА АУДИТА
№ раздела (подраздела) аудита | Наименование разделов и планируемых видов работ | Аудиторские процедуры | Исполнитель | Изменения в ходе аудита | |||
характер* | объем | период проведения | должность | ФИО | |||
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля | ТВК АП | К | I кв. 2005 г. | Старший аудитор Помощник аудитора | Смирнова О. Е. Бычкова А. П. | Нет | |
Аудит бухгалтерской отчетности | ТВК АП ДТ | С В | I кв. 2005 г. | Старший аудитор Помощник аудитора | Смирнова О. Е. Бычкова А. П. | Нет | |
* ТВК № – тесты средств внутреннего контроля, ДТ № – детальные тесты, АП – аналитические процедуры, В – выборка, С – сплошная проверка, К– комбинированная проверка. |
Каждую проводимую аудиторскую процедуру следует обозначить номером или кодом, с тем чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать на них ссылки в своих рабочих документах. Программа аудита составляется в виде тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Тесты средств контроля представляют собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Они также помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета, аудиторского заключения и основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности проверяемой организации.
Документальным итогом планирования проверки годовой бухгалтерской отчетности являются Программа аудита и рабочие материалы, сгруппированные в постоянные и текущие аудиторские файлы.
Принципы планирования аудита
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма – обязательства и до заключения договора о проведении аудита.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также в разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планирование аудита должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также и со следующими частными принципами:
- комплектности;
- непрерывности;
- оптимальности планирования.
Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Непрерывность планирования выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течении года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с четом изменений в финансово – хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности планирования заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить его вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определённых самой аудиторской организацией.
При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:
предварительное планирование;
подготовка и составление общего плана;
подготовка и составление программы аудита.
Содержание предварительного планирования аудита
Для эффективного планирования аудита до написания письма – обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы.
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово- хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:
внешних факторах, влияющих на деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе ) в целом и её отраслевые особенности;
внутренних факторах, влияющих на деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
Аудитору также следует ознакомиться с:
- организационно - управленческой структурой экономического субъекта;
- видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
- структурой капитала и курсом акций (в случае если акции экономического субъекта подлежат котировке);
- технологическими особенностями производства продукции;
- уровнем рентабельности;
- основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
- порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
- существованием дочерних и зависимых организаций;
- системой внутреннего контроля;
- принципами формирования оплаты труда персонала.
Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
- устав экономического субъекта;
- документы о регистрации экономического субъекта;
-протоколы заседаний Совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
-документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в неё;
- бухгалтерская отчетность;
- статистическая отчетность;
- документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
- контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
- внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
- внутрифирменные инструкции;
- материалы налоговых проверок;
- материалы судебных и арбитражных исков;
- документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
- сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
-информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
На этапе предварительного планирования организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
При планировании состава специалистов, входящих в группу, аудиторская организация обязана учитывать:
- бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
- предполагаемые сроки работы;
- количественный состав;
- должностной уровень членов группы;
- преемственность персонала;
- квалификационный уровень членов группы.
Принципы подготовки общего плана и программы аудита
Начиная разработку нового плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
С помощью проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку её риска (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет такую информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана и программы аудиторской организации следует установить приемлемые для неё уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение риска и уровня существенности, установленные при планировании.
Составляя общий план и программу, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит ей точнее определить объем и характер процедур.
Аудиторская организация может согласовывать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом она является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с общим планом и программой.
Результаты проводимых организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса проверки.
Подготовка и составление общего плана аудита
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также их причины следует подробно документировать.
В общем плане организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения.
В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
- реальные трудозатраты;
- расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
- уровень существенности;
- проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков. В случае решения провести выборочный аудит формируется выборка в соответствии с Правилом (Стандартом) «Аудиторская выборка».
Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:
7 формирование группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению работы;
8 распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;
9 инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово – хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
10 контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
11 разъяснение руководителем методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
12 документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.