Таможенная политика Российской Федерации
Рыночные реформы в России начались с либерализации внешнеэкономической деятельности, что подразумевало обеспечение свободного выхода отдельных товаропроизводителей на международный рынок, повышение заинтересованности предприятий и организаций в выпуске конкурентоспособной продукции и эффективном использовании иностранных инвестиций и кредитов, переход к единому рыночному курсу рубля и формирование валютного рынка. Уже в первом полугодии 1992 г. начала реализовываться либеральная внешнеторговая политика. С 15 января 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары» было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры при ввозе товаров на территорию России. Это было обусловлено необходимостью насыщения товарами дефицитного потребительского рынка. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 630 «О временном импортном таможенном тарифе» установил с 1 июля ставки импортных пошлин в размере от 5 до 25% от таможенной стоимости ввозимых товаров. Однако существенное падение спроса на отечественную продукцию и углублявшийся экономический спад потребовали увеличения масштаба ставок. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 825 «О частичном изменении временного импортного таможенного тарифа» предусматривал трехкратное общее повышение ставки импортного тарифа и полуторакратное повышение на некоторые товары, по которым стали применяться специальные ставки. Помимо пошлин с 1 февраля 1993 г. начали взиматься НДС и акциз на отдельные товары (НДС взимался по ставке 20%, акциз -от 10 до 90%).
Вместе с тем на ряд сырьевых товаров и прежде всего на энергоносители в 1992 г. были введены экспортные пошлины. Цель этой меры — сдерживание внутренних цен на энергию и сырье ниже мировых для постепенной адаптации отечественных предприятий к открытию национальной экономики; уменьшение инфляции издержек; изъятие для общественных нужд дифференциальной ренты, которая в противном случае присваивалась бы экспортерами или зарубежными потребителями; ограничение предложения сырьевых товаров на мировом рынке для предотвращения падения цен.
Таможенные пошлины обеспечивают пятую часть доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Причем поступления по ввозным таможенным пошлинам составляют около 15% всех поступлений по таможенным пошлинам, т. е. основные доходы России от внешнеэкономической деятельности составляют ввозные таможенные пошлины. Если рассмотреть структуру ввозных таможенных пошлин, то лидирующее положение занимают ввозные таможенные пошлины на сырую нефть (которые, собственно, обеспечивают порядка 10% всех доходов государственного бюджета); важное значение играют таможенные пошлины на природный газ и на товары, выработанные из нефти. Доля таможенных пошлин в доходах консолидированного бюджета РФ подвержена весьма значительным колебаниям. Отметим, что на величину таможенных доходов влияют не только характер таможенной политики РФ, размеры ставок таможенных пошлин, но и в существенной мере конъюнктура мировых рынков.
В настоящее время взимание таможенных пошлин регулируется Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» с последующими изменениями и дополнениями, разработанными в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО. Федеральным законом от 28 мая 2003 г. №31-Ф3 был введен в действие Таможенный кодекс РФ. По сравнению с Таможенным кодексом, действовавшим прежде (принятым в 1993 г.), новый Таможенный кодекс РФ значительно изменил требования и подходы к осуществлению внешнеэкономической деятельности и является документом, необходимым для вступления России во Всемирную торговую организацию. В нем учтены правила Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур.
Согласно российскому законодательству основными целями таможенного тарифа являются: 1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию; 2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; 3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров; 4) защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; 5) обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.
Закон «О таможенном тарифе» закрепляет целостность экономического пространства и обеспечивает единство таможенной политики, таможенного законодательства и таможенной службы. Предусматривается верховенство норм международных соглашений, участником которых является Россия, над положениями, содержащимися в Законе, т. е. подтверждается главенство международного права над национальным. Законом предусмотрено, что в нашей стране применяются адвалорные, специфические и комбинированные виды ставок пошлин. Особыми видами пошлин являются специальные, антидемпинговые и компенсационные. Закон устанавливает порядок и методологию таможенного об-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 5. Таможенные доходы
ложения, важнейшие торгово-политические условия таможенного тарифа и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономической деятельности.
Таможенные пошлины имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины: 1) транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов; 2) предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также ввозимая продукция их промысла; 3) товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств. Физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений; 4) валюта и ценные бумаги, но положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях; 5) товары, подлежащие обращению в собственность государства; 6) товары, представляющие собой гуманитарную помощь; 7) товары, предназначенные для оказания технического содействия; 8) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран; 9) товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.
Допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференции и к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ. При осуществлении торговой политики Российской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключительных случаях освобождения от пошлины.
Таможенный кодекс РФ устанавливает порядок организации и деятельности таможенных органов, механизм и правила таможенного контроля, регулирует проведение основных таможенных процедур (таможенное оформление, помещение товара под таможенный режим, специальные таможенные процедуры), взимание таможенных платежей.