Типичные (альтернативные) каналы распределения товаров производственного назначения
Представляется очевидным, что каналы, описанные на рис. 3.2, 3.3, следует воспринимать лишь как общие схемы. На практике существует множество возможных вариаций, определяемых типом продукта, типом потребителя, представлением основной фирмы о составе участников и др.
Реализация графического метода через построение четкой схемы каналов распределения приобретает размытые и запутанные черты под воздействием таких популярных в настоящее время явлений, как смешанная торговля (интегрированная оптовая торговля), или конгломерированный маркетинг (продажа одного и того же продукта через розничные магазины разных типов.) Например, садовые грабли на бензозаправочных станциях, в магазинах инструментов, магазинах садовых принадлежностей, универсальных магазинах и т. д. Такое явление называют зигзагами каналов распределения.
Главное достоинство графического метода в том, что он достаточно наглядно отображает многообразные связи, характерные для современных распределительных каналов, и располагает распределительные институты в логистической последовательности. Однако удобная простота схемы зачастую маскирует всю сложность выбора отдельной организацией рационального канала.
Метод, основанный на группировке товаров. Пытаясь сократить количество факторов, которые необходимо учитывать при планировании, некоторые исследователи определяют детальную структуру канала распределения применительно не к отдельному продукту, а к той или иной группировке продуктов. Этот эмпирический по природе метод объединяет описание посреднических институтов со схематичным отображением основных каналов перемещения собственности (с графическим методом). Такой метод, основанный на группировке товаров, полезен в специфичных ситуациях, однако он слишком сложен, чтобы пользоваться им для общего планирования.
Функциональный методанализа структуры каналов распределения развился в результате попыток дать логистическое объяснение всему маркетинговому процессу в целом. Он строится по аналогии со структурно-функциональным анализом и методологией IDEF и основан на определении функций сбыта (главная функция — сбыт продукции), с их последующей декомпозицией и привязкой к соответствующим механизмам и исполнителям.
Структурный методоснован на идентификации структуры каналов распределения, анализе связей и взаимодействия в канале. Демонстрируя применение данного метода, главное в котором — выявление степени зависимости структуры каналов от степени формализации и добровольности, Д. Бауэрсокс выделяет три структурные категории распределительных каналов:
• каналы для единичных сделок;
• обычные каналы;
• добровольные объединения.
Рисунок 3.4 наглядно демонстрирует структурную классификацию распределительных каналов по степени осознанной взаимозависимости участников.
Добровольные объединения, обусловленные деловыми связями, делятся на:
· административные системы;
· партнерства и союзы;
· контрактные системы;
· совместные предприятия.