Анализ социального компонента деловой репутации
Социальный компонент | Характеристики, значение, примеры |
Социальная ответственность | Используется позиция социальной направленности деятельности. Причем иногда именно этот компонент позволяет организациям, производящим заведомо вредную продукцию, например табачные изделия, позиционировать себя с положительной стороны |
Социальные гарантии по ТК РФ | Соблюдение трудовых прав и гарантий граждан: зарплата, пенсия, больничные листы, пособия по увольнению |
Социальные блага | В переходной экономике России утрачены гарантированные в советский период социальные блага: бесплатное обучение и лечение, низкая оплата транспортных и коммунальных услуг, отдыха. Современные организации вводят «социальный пакет», оплачивающий перечисленные блага некоторым категориям сотрудников |
В основе деловой репутации должны лежать честные этические правила и отношения. Управление репутацией вовсе не подразумевает создание красивого мифа, неявный обман общества. Если организация собирается долгое время существовать, негативные последствия такого обмана станут катастрофичными. Реальная репутация — это отражение позиции организации, образа ее действий.
Анализ потенциальной готовности предпринимателя взять на себя определенную социальную ответственность следует начать с выявления сущности его взаимоотношений с наемным работником. Необходимо подчеркнуть взаимную экономическую заинтересованность этих двух субъектов социально-трудовых отношений друг в друге: наемный работник заинтересован в предпринимателе, создающем рабочие места, гарантирующем стабильную занятость и определенный уровень трудового дохода; предприниматель заинтересован в наемном труде как единственном факторе производства, обеспечивающем создание товаров и услуг и получение прибыли.
Следовательно, из взаимной экономической заинтересованности должна вытекать и взаимная социальная ответственность, реализующаяся в поведении предпринимателя и наемного работника в рамках социально-трудовых отношений.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практичес-ки каждого человека. Экономические аспекты управления персоналом в такой ситуации приобретают особую значимость, поскольку позволяют решать целый спектр вопросов адаптации индивидуума к внешним условиям и учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупненно выделяют три фактора, воздействующие на людей в организации:
· иерархическая структура организации, где основное средство воздействия — это отношения власти — подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ;
· культура, т. е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, регламентирующие действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения;
· рынок — сеть равноправных отношений, основанных на купле- продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы — понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.
В настоящих экономических условиях хозяйствования, когда старая система управления экономикой уже разрушена, а новая не создана, понадобится немало времени для формирования инфраструктуры рыночного хозяйства. Параллельно с процессом образования новых структур управления будет идти процесс осознания новой роли персонала в обеспечении эффективности производства.
В структуре экономического поведения человека, вовлеченного в социально-трудовые отношения, обязательно присутствует профессиональная составляющая. Ее сущность детерминирована статусом занятости. Именно статус занятости определяющим образом задает отношения подчиненности в диаде «предприниматель — наемный работник», которые конкретизируются структурой профессионального поведения. В результате социальная компонента предпринимательского поведения, но отношению к наемным работникам приобретает черты патернализма[60], своеобразной опеки.
Сегодня патерналистский подход чаще всего реализуется в соответствующих внутрифирменных социальных программах — компенсационном пакете. Социальная компонента экономического поведения наемного работника в большей степени ориентирована на отстаивание собственных интересов на рынке труда, как внешнем, гак и внутрифирменном.
Ситуация на внешнем, по отношению к организации, рынке труда России объективно влияет на осознание предпринимателем своей социальной ответственности, в том числе и в расширении границ трактовки этого понятия. Сегодня наиболее продвинутые в вопросах управления персоналом российские организации переходят к управлению качеством трудовой жизни, увязывая в единое целое интересы предпринимателя и наемного работника, формируя их совместную друг перед другом или солидарную социальную ответственность.
Различия статуса занятости и структуры экономического поведения не позволяют говорить о наличии объективных предпосылок для формирования единства экономических и социальных интересов предпринимателя и наемного работника. Очевидно, что названные предпосылки находятся в сфере собственно производственно-экономической деятельности. И предприниматель, и наемный работник взаимно заинтересованы в том, чтобы их организация стабильно функционировала в агрессивной рыночной среде. Именно конкурентоспособный бизнес создает реальную основу как для осознания социальной ответственности участников социально-трудовых отношений, так и для ее реализации. При этом в структуре социальной ответственности можно выделить ряд элементов (рис. 4.31).
Очевидно, что предприниматель и наемный работник имеют заведомо разный «вес» с точки зрения возможностей реализации принципов социально ответственного поведения.
Проблема социальной ответственности предпринимательства привлекает повышенное внимание российских исследователей, предпринимателей и политиков. Однако подавляющая часть дискуссий концентрируется на вопросе, может ли социальная ответственность бизнеса ограничиваться только своевременной уплатой налогов и выплатой достойной заработной платы или он должен принять на себя дополнительные социальные обязательства, прежде всего по разработке и реализации различных благотворительных программ.
Социальная ответственность предполагает изменения в поведении фирмы в собственно экономической сфере, т. е. при выстраивании отношений со всеми вовлеченными в ее деятельность сторонами — работниками, потребителями и поставщиками, местными властями, государством. Пользуясь терминологией «мейнстрима», можно сказать: при принятии решений, что производить, как производить, для кого производить, социально ответственный предприниматель (корпорания-гражданип) руководствуется не только критерием рыночной целесообразности, прибыльности, но и критериями,
учитывающими интересы сторон. В классической рыночной схеме «провалы» рынка компенсирует государство. В новой концепции социально ответственный предприниматель (в более зрелой модели — социально ответственное бизнес-сообщество) стремится хотя бы отчасти восполнить эти «провалы» собственными силами.
Таким образом, бизнес постепенно переходит от одномерной, определяемой исключительно критерием рыночной рациональности шкалы ценностей, к многомерной шкале, учитывающей экономические, социальные и этические аспекты его деятельности. Этот процесс протекает в русле общей тенденции социализации экономического развития.
Создавая предпосылки для устойчивого развития, социально ответственное поведение в долгосрочной перспективе способно давать ощутимые экономические выгоды и отдельной фирме, и экономике в целом.
Так, в 1999 г. в ходе обследования 500 крупнейших американских корпораций установлено, что добавленная стоимость у компаний, публично принявших обязательства этического характера, была вдвое выше, чем у остальных. Согласно данным обследования крупнейших компаний Группой индекса устойчивости Доу-Джонса, те из них, которые в своей деятельности были ориентированы на социальные, экологические и этические приоритеты, имели лучшие экономические показатели, чем остальные[61].
Анализ развития социально ответственного поведения позволяет выделить несколько уровней социальной ответственности предпринимательства.
Первый — базовый уровень - отражает получившую распространение в англосаксонских странах модель «компании собственников». Точнее, его следует рассматривать как предпосылку, стартовое условие социально ответственного поведения. Его требования заключаются лишь в добросовестном выполнении своих прямых обязательств перед обществом и государством в соответствии с установленными правилами игры:
· регулярно выплачивать заработную плату, размер которой должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
соблюдать нормы трудового законодательства; своевременно и в полном объеме уплачивать все положенные налоги;
• обеспечивать установленные стандарты качества продукции.
В России в силу ряда причин, не только субъекты бизнеса, но и многие аналитики, представители властных структур, придерживающиеся несовпадающих точек зрения на социально-экономическую политику в целом, считают целесообразным ограничение социальной ответственности корпораций этим уровнем.
Второй уровень связан с развитием партнерских внутрифирменных отношений и предполагает непосредственный учет интересов работников на основе переговорного процесса. В дополнение к соблюдению перечисленных выше базовых обязательств этот уровень гарантирует предоставление работникам некоторого набора льгот и социальных услуг, т. е. реализацию целевых социальных инвестиций, которые с известной долей условности можно разделить на два вида:
· инвестиции в человеческий капитал, в том числе в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, в совершенствование организации и обогащение содержания труда, а также в охрану труда и здоровья работников;
· социальные инвестиции, отдача от которых носит преимущественно косвенный характер и трудно поддается учету, такие, как улучшение пенсионного и жилищного обеспечения, программы, направленные не на самого работника, а на членов его семьи.
Несмотря на то, что практически все успешные компании декларируют в качестве стратегического приоритета наращивание вложений в специфический человеческий капитал, при определении целевого объема инвестиций второго вида они стремятся тем или иным способом рассчитывать их оптимальный (или минимально приемлемый) уровень. В России достаточно широкое распространение программ этого вида отчасти связано с традициями советского периода, когда все крупные предприятия имели развитую социальную инфраструктуру. Ее целенаправленный демонтаж в кризисные 1990-е гг. и передача социальных объектов предприятий на баланс муниципалитетов в настоящее время расцениваются многими представителями предпринимательских кругов как ошибочное решение. По данным опроса участников конференции «Корпоративная социальная политика»[62] (2002 г.), более 80% высказались за восстановление социальной инфраструктуры предприятий и лишь 15% против. В то же время, как показывают проведенные исследования, во многих компаниях действует тенденция постепенного сокращения программ второго вида по мере роста заработной платы работников (в соответствии с логикой модели «компании собственников»)[63].
Третий уровень — внешний по отношению к отдельной корпорации, но не к бизнес-сообществу в целом, охватывает программы и направления деятельности, сфера действия которых выходит за рамки предприятия. Объектом социальных инвестиций в данном случае становятся население территорий либо отдельные его категории, где разворачивается деятельность корпорации. Сюда попадают все благотворительные программы и частично программы, изначально нацеленные на создание благоприятных условий деятельности компании, дающие «сопутствующий эффект» (spill-over effect), например, вложения в транспортную инфраструктуру региона, благоустройство территории, освещение улиц. В отличие от имнерсонального отчисления налогов данная форма позволяет проследить за целесообразным использованием средств и получить конкретный конечный результат в виде повышения качества жизни и улучшения среды обитания[64].
Для такого расширения сферы социальной ответственности предпринимательства необходимо формировать партнерские отношения с государством на всех уровнях — от муниципального до федеральной власти, а также внутри бизнес-сообщества. Социальная ответственность в наиболее широком понимании предполагает участие последнего в разработке и проведении государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие[65].
Очевидно, что общество должно быть заинтересовано в том, чтобы все его члены, независимо от социально-имущественного положения и статуса занятости, несли на своих плечах груз социальной ответственности. Конечно, распределение этого груза не может быть осуществлено по принципу «всем поровну», так как граждане страны существенным образом различаются по своим стратификационным характеристикам[66]. Однако это не означает, что весь груз социальной ответственности следует возложить исключительно на предпринимателей, полностью освободив от него наемных работников. Если такая позиция закрепится в общественном сознании, то это неминуемо приведет к формированию настроений социального иждивенчества у значительных контингентов экономически активного населения, выступающих в системе социально-трудовых отношений в качестве наемных работников. Названный стереотип в перспективе может оказать и такое негативное действие, как формирование у экономически активных граждан психологического барьера, препятствующего переходу из категории наемных работников в категорию предпринимателей.
Наиболее ярко о готовности к социально-ответственному поведению различных категорий экономически активных граждан свидетельствует, например, их стратегия образовательного поведения, различающаяся в зависимости от статуса занятости.
Различия принципиального характера, касающиеся поведения предпринимателя и наемного работника в области профессионального образования, заключаются, с позиций социальной ответственности, в следующем:
· для наемного работника социально ответственное поведение будет связано с развитием собственной индивидуальной рабочей силы, принятием на себя ответственности за положение на рынке груда;
· для предпринимателя социально ответственным может быть признано поведение, при котором он заботится не только о собственном профессиональном развитии, но и о профессиональном развитии персонала своей организации. Естественным ограничением пределов этого развития будут являться стратегические цели бизнеса, а также финансовые возможности организации.
На практике социальная ответственность предпринимателя в сфере профессионального развития персонала может проявляться в следующих формах, получивших различную степень распространенности в России:
· реализация внутрифирменных образовательных программ;
· создание в рамках организации специализированных учебных подразделений, а в ряде случаев и учебных заведений начального, среднего или высшего профессионального образования, в том числе и имеющих государственную аккредитацию;
· практика оплаты обучения сотрудников в государственных или негосударственных учебных заведениях системы профессионального образования за пределами организации;
· оказание финансовой поддержки тем или иным учебным заведениям системы профессионального образования, в развитии и стабильном функционировании которых могут оказаться заинтересованными конкретные региональные или отраслевые финансово-промышленные группы.
Общество и государство не должны в принудительном порядке призывать граждан к социально ответственному поведению в сфере груда и занятости. Здесь речь должна идти о том, чтобы с помощью мер экономического характера побудить предпринимателя и наемного работника к социальному диалогу, что будет способствовать их взаимной социальной ответственности за результаты деятельности организации. Если же говорить о социальной ответственности граждан в широком смысле слова, то солидарная социальная ответственность граждан страны может рассматриваться как один из весьма важных факторов экономического возрождения России.
Солидарная социальная ответственность предпринимателя и наемного работника особенно актуальна в малом бизнесе, где экономическая состоятельность предпринимателя максимально детерминирована эффективностью трудовой деятельности персонала организации. Но чем в большей степени величина предпринимательского дохода зависит от маржинальных факторов, в том числе в отраслях естественных монополий, тем большую социальную ответственность должен быть готов возложить на свои плечи предприниматель.
В практике управления персоналом в российских организациях акценты социальной ответственности предпринимателя по отношению к наемным работникам выглядят следующим образом;
· обучение и профессиональное развитие — 8,88 балла из 10 возможных;
· применение мотивационных схем оплаты труда — 8,63;
· предоставление социального пакета — 7,65;
· создание условий для отдыха и досуга — 6,52;
· участие сотрудников в принятии решений — 6,01;
· поддержание внутренних коммуникаций 5,75.
Такая структура предоставления наемным работникам социально значимых услуг свидетельствует о том, что они тесно связаны со стремлением работодателя повысить эффективность деятельности персонала, увязав социальные и мотивационные аспекты в рамках кадрового менеджмента, а также социально ориентированного предпринимательства. Ряд специалистов выделяют уровни социально ориентированного предпринимательства (рис. 4.32).
1-й уровень. Активная социальная политика предполагает: организация как экономическая целостность обязана думать о долгосрочных перспективах, заботиться об эффективности использования своих ресурсов и получении государственного финансирования в полном объеме. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен отмечал, что истинная роль бизнеса состоит в «...использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличении прибыли, при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, сам предприниматель вправе игнорировать
тот негативный социальный эффект, который его деятельность может оказать на потребителей и общество, принимать решения, руководствуясь только целью максимизации своей прибыли.
2-й уровень. При проведении реальной социальной политики с учетом исследования рынка услуг и интересов потребителей организация учитывает человеческие и социальные аспекты воздействия деловой активности на работников, потребителей, поставщиков, средства информации, союзы и объединения. Эта многослойная среда может сильно влиять на достижение организацией своих целей, поэтому предпринимателям приходится уравновешивать чисто экономические цели с социальными интересами общества. Например, в этом сегменте оказались все вузы России в конце 1990-х гг. с переходом к платному образованию.
Переход к реальной социальной политике осуществляется с ростом организации, который обусловлен увеличением ресурсов и опыта управления. В социальной политике преобладает стратегическое мышление: «Наша организация является преуспевающей настолько, насколько нам доверяют. Мы заслуживаем доверия, если учитываем в своей политике интересы и права различных членов общества».
Подлинная социальная ответственность предпринимателей состоит не столько в обильных пожертвованиях, в частности, на просвещение, сколько в такой организации дела, которая обеспечила бы работающим устойчивое имущественное положение, социальную защиту, возможность получения достойного образования и духовного роста.
3-й уровень. Пассивную социальную политику проводят государственные учреждения, работающие в условиях дефицита бюджетного финансирования, находящиеся в условиях кризиса, которые не смогли приспособиться к новым рыночным условиям, муниципальные школы и ПТУ, больницы, санаторно-курортные учреждения в депрессионных регионах и др.[67]
Ранжирование уровней социально ориентированного предпринимательства в зависимости от приоритетов социальной политики подтверждает необходимость солидаризации интересов наемного работника и работодателя.
Осознание предпринимателями своей социальной ответственности и вероятность ее солидаризации с позицией наемного работника во многом связано со спецификой системы жизненных ценностей
граждан России. Безусловно, иод влиянием изменений в экономической системе общества, политических реалий его развития, трансформировались и названные ценности. Кроме того, система жизненных ценностей не является раз и на всегда заданной для конкретного человека: она изменяется иод влиянием следующих факторов:
1) социально-демографические характеристики человека (пол, возраст, семейное положение);
2) социально-имущественное положение человека (принадлежность к той или иной социальной группе, уровень индивидуального и семейного дохода, владение имуществом);
3) особенности трудовой карьеры и статуса занятости.
Масштабы бизнеса, его вид, территориальная и отраслевая специфика существенным образом будут определять уровень социальной ответственности частного предпринимательства в системе социаль- но-трудовых отношений. В России справедливость данного утверждения подтверждается тем, что уровень доходов организаций, имеющих доступ к минерально-сырьевым, энергетическим и прочим видам ресурсов страны, существенно превышает уровень доходов предприятий обрабатывающей промышленности, не говоря уже об организациях непроизводственной сферы. Особенно ярко это различие проявляется в практике «разной оплаты за равный труд»: ставки заработной платы по одноименным профессиям и специальностям различаются по отраслям народного хозяйства и регионам страны в силу обозначенной причины, а не в зависимости от сложности, ответственности, интенсивности и производительности труда конкретных работников. Таким образом, с точки зрения социальной справедливости, представляется обоснованным дифференцировать социальную ответственность предпринимателей.
Сегодня в нашей стране впервые после долгого перерыва складывается ситуация, при которой для предпринимателя реально возможно приобретение социального статуса этически приемлемым способом. Главной отличительной чертой данной ситуации должно стать обновление бизнеса, трансформация социально-трудовых отношений и практики социального партнерства. В современной России уже достаточно организаций, которых можно отнести к социально ответственным но критерию заинтересованности в реализации социальных программ. Ведущую роль здесь играют компании финансового сектора, машиностроения, пищевой промышленности, топливный комплекс с двукратным разрывом от сферы услуг, химической промышленности, связи и более чем трехкратным от транспортных и лесных комплексов.
В подавляющем большинстве рядовые граждане России, выступающие на рынке труда в качестве наемных работников, трактуют социальную ответственность бизнеса под влиянием того факта, что в системе их трудовой мотивации преобладают факторы материального порядка. Этим обусловливается специфика восприятия сущности социальной ответственности граждан России. Так, 34% опрошенных главным признаком социально ответственного бизнеса считают выплату зарплаты и налогов в полном объеме, еще 18% — участие предпринимательского корпуса в финансировании решения социальных проблем, 27% — выпуск качественной продукции и 21% — выполнение обязательств перед социальными партнерами (в первую очередь здесь имеются в и иду наемные работники).
Вместе с тем действующий Трудовой кодекс РФ вменяет в обязанность работодателю своевременность всех видов выплат наемным работникам. Фирмы не могут задерживать зарплату сотрудника.
Особый интерес представляет система показателей, с помощью которой можно оценить степень (или уровень) социальной ответственности бизнеса. F3 базовой части этой системы находится главное направление деятельности организации — производство товаров и услуг должного качества. Таково мнение большинства менеджеров и населения (табл. 4.33).
Таким образом, можно сделать вывод: наиболее значимыми и перспективными путями превращения российского бизнеса в социально ответственный, сегодня являются:
1) программы развития коллектива.Ведь коллектив предприятия состоит из людей, живущих в данном населенном пункте. Улучшая жизнь сотрудников, компания тем самым повышает стандарты жизни в сообществе;
2) сотрудничество с общественными организациями.В этом взаимодействии роль компании более предметна, у нее больше полномочий осуществлять контроль над программами, реализуемыми теми, кого она спонсирует. Действуя по линии общественных организаций, компании тем самым стимулируют развитие гражданского общества. Речь идет не только и не столько о сотрудничестве с политическими или Социальными движениями. Гражданское общество проецирует себя в самые разные сферы общества — его сфере ответственности оказываются самые разные группы людей, в том числе малообеспеченные слои населения;
3) повышение степени контроля нас) реализуемыми проектами. Предполагается контроль над расходованием средств, а также оценивается эффект того или иного проекта;
4) координация профессиональными сообществами. Одним из вариантов более эффективной реализации проектов социального содействия могут стать профессиональные организации менеджеров в регионах и центре. В задачу этих организаций может со временем войти координация социальных проектов, помогающая привлечь к их реализации не одну, а несколько компаний, работающих в регионе. Это могло бы многократно увеличить отдачу от каждого из них.
Таблица 4.33