Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Раздел | Наименование разделов |
01 00* 02 00* 03 00* 04 00* 05 00* 06 00 07 00* 08 00* 09 00* 10 00* 11 00 | Общегосударственные вопросы Национальная оборона Национальная безопасность и правоохранительная деятельность Национальная экономика Жилищно-коммунальное хозяйство Охрана окружающей среды Образование Культура, кинематография и средства массовой информации Здравоохранение и спорт Социальная политика Межбюджетные трансферты |
* Статьи расходов, закрепленные за бюджетами муниципальных образований.
По каждому разделу функциональной классификации расчет бюджетной потребности осуществляется в рамках статей расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации [2]:
210 Оплата труда и начисления на оплату труда;
220 Приобретение услуг;
230 Обслуживание долговых обязательств;
240 Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям;
250 Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам;
260 Социальное обеспечение;
290 Прочие расходы;
300 Поступление нефинансовых активов:
310 Увеличение стоимости основных средств;
320 Увеличение стоимости нематериальных активов;
340 Увеличение стоимости материальных запасов;
500 Поступление финансовых активов:
540 Увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;
600 Выбытие финансовых активов:
620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам.
Сама система социальных стандартов и норм, т.е. нормативная база дифференцированного подхода, включает следующие элементы:
1) социальный стандарт – совокупность социальных потребностей населения субъекта Российской Федерации, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, выражаемая в социальных нормах и нормативах;
2) социальный стандарт на уровне «Минимальный» – совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, обеспечение которых гарантируется государством. Стандарт на уровне «Рациональный» рассчитан на основе норм и нормативов, использовавшихся при планировании бюджетных расходов в СССР. Стандарт на уровне «Средний» рассчитан как средняя арифметическая величина минимального и рационального стандартов;
3) социальные нормы и нормативы – единые или групповые для однородных территорий субъекта Российской Федерации меры социальных потребностей (например, обеспеченность продуктами питания).
В качестве социальных норм используют:
а) натуральные нормы, специфические для отраслей и дифференцированные по типам или видам учреждений отрасли, выраженные в натуральных измерителях: весовых, объемных, количественных и т.д. Например, обеспеченность одного обучаемого учебниками в учреждениях образования;
б) финансовые нормы – стоимостное выражение натуральных социальных норм на одного обучаемого, на одно учреждение, на один кв. м площади и т.п.
Сам расчет бюджетной потребности по пронормированным статьям расходов довольно прост. Заложенная в нормативную базу величина натуральной нормы используемого ресурса умножается на его цену. Тем самым определяется финансовая норма ресурса. А затем финансовая норма ресурса умножается на соответствующую характеристику социальной инфраструктуры.
В качестве последней выступают:
– численность работающих или обучающихся;
– численность воспитанников;
– численность обслуживаемых объектов;
– занимаемая площадь;
– уровень благоустройства площади объекта;
– характеристика зданий и оборудования и др.
Рассмотрим применение Системы социальных стандартов и норм на примере отрасли «Образование» – одной из наиболее значимых сфер местного самоуправления.
Задание на работу
1. Познакомьтесь с бюджетной классификацией расходов на содержание той части системы образования в России, которая находится в ведении местного самоуправления (рис. 3.1). В качестве объекта дифференцированного расчета бюджетной потребности муниципального образования рассмотрим детские сады, относящиеся к дошкольным детским учреждениям.
2. На основании данных табл. 3.2 определите потребность в детских садах и обслуживающем персонале для гипотетического муниципального образования городской округ.
3. Рассчитайте бюджетную потребность на функционирование детских дошкольных учреждений в планируемом году.
4. Определите бюджетную потребность муниципального образования в целом на год по разделу «Образование».
Методические указания
На практике работники экономических служб администрации муниципального образования расчет бюджетной потребности проводят по каждому объекту муниципального хозяйства: каждой школе, каждому детскому саду, каждой больнице и т.п., исходя из известных характеристик этих объектов:
– конкретной численности воспитанников или обучающихся;
– конкретного штатного расписания учреждения или предприятия;
– занимаемой объектом площади и т.д.
В условиях гипотетического города перед определением бюджетной потребности необходимо провести оценочный расчет таких характеристик социальной инфраструктуры. Для детских дошкольных учреждений (детских садов) основными характеристиками являются:
– количество воспитанников;
– численность персонала;
– общая площадь здания;
– восстановительная стоимость основных средств.
1. Определение инфраструктурных характеристик
детских дошкольных учреждений
1.1. Исходя из заданной структуры возрастного состава населения муниципального образования (табл. 3.2) определите численность детей в возрасте до 7 лет.
1.2. В соответствии с ней установите возможное количество воспитанников ЧВ и потребное количество детских дошкольных учреждений КДС для города:
ЧВ = ЧД • КВО (1 – КВС), (3.1)
КДС = ЧВ/Нв, (3.2)
где ЧД – численность детей в возрасте до 7 лет, чел; КВО – коэффициент общей востребованности в детских дошкольных учреждениях; НВ – средняя наполняемость детского дошкольного учреждения воспитанниками, чел. (табл. 3.3); КВС – коэффициент востребованности в специализированных детских учреждениях.
ЧВ =
КДС =
1.3. Рассчитайте потребную численность персонала для обслуживания детских садов в муниципальном образовании, округлив полученное число в большую сторону:
а) для одного учреждения: ЧП1 = НП × НВ,(3.3)
где НП – норма обеспечения персоналом одного воспитанника детского сада (табл. 3.3), чел.
б) для всех детских учреждений: ЧП = ЧП1 × КДС(3.4)
ЧП1 =
ЧП =
Рис. 3.1. Классификация видов деятельности в сфере образования в муниципальном образовании вида «городской округ»
Таблица 3.2