Понятие налога. Сущность налога как финансово-правовой категории

Исторический аспект эволюционирования системы налогообложения в Российском государстве.

Экономические теории налогообложения.

Понятие налога. Сущность налога как финансово-правовой категории.

Согласно п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет выявить следующие признаки налога:1) обязательность платежа;2) индивидуальная безвозмездность;3) денежная форма налога;4) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;5) публичная цель — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сущность налога проявляется в его функциях, позволяющих определить, какую роль играют налоги в государстве, и каково их влияние на общество. Необходимо уточнить, что в науке не существует однозначного толкования понятия функций налогообложения. Слабая изученность этого вопроса подтверждается отсутствием единства терминологической базы. Ученые в качестве базовых применяют два термина — «функции налогов» и «функции налогообложения». При этом часть из них применяют их в качестве синонимов, что представляется не совсем верным. Также нет единого мнения и по поводу количества функций. Нам представляется возможным выделить следующие.

Фискальная функция является основной и характерна для любой налоговой системы. Сущность ее заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций.

Стабилизирующая функция. Ее суть заключается в том, что налоги являются эффективным инструментом перераспределения. Налоги влияют на производство путем стимулирования или сдерживания его роста, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.Социальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого обеспечивается осуществление социальной функции государства (ст. ст. 2 и 7 Конституции РФ). Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование учреждений здравоохранения, образования и т.д., а также выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Важность ее резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

Контрольная функция. Реализация данной функции направлена не столько к плательщикам, сколько к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.П. 2 ст. 8 НК РФ установлено понятие сбора. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе обязательных признаков сбора, установленных в НК РФ, названы:1) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;2) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.Иные признаки сбора в ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Наши рекомендации