Понятие и признаки налога. Функции налога.

Необходимость налогов вытекает из ф-ций и задач гос-ва выполнение которых требует определенных финн ресурсов.Налоги определяются по-разному:как платеж,взнос,сбор,цена за гос услуги которые подлежат обязательной плате со стороны юр и физ лиц.Налог- обязательный индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с орг-ции и физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собст-ти,хоз ведения или оперативного управления денеж ср-в в республ и(или) местные бюджеты.

Ф-ции налогов:1.стимулирующая,т.е.создание предпосылок для повышения деловой активности увеличения необходимых объемов произ-ва,его обновления,увеличения инвестиций. 2.фискальная,т.е.формирование ресурсов гос-ва.Это основная ф-ция налогов.Она проявляется в безперебойном обеспечении гос-ва финн ресурсами для осущ-ния его деят-ти3.распределительная-это перераспределение доходов между гос и местными бюджетами,налогового бремени между соц группами и перераспределением ВВП.4.регулирующая,т.е. целенаправленное воздействие на темпы экон роста,структурную перестройку общ.произ-ва,направление денеж капитала. 5.ограничительная,т.е.сдерживание развития или размещение произ-ва некоторых видов продукции,защита определенных отраслей посредствам ограничения импорта товаров.

Классификация налогов.

Виды налогов:1.по объекту налогооблажения и взаимоотношения налогоплательщика с гос-вом:а)прямые б)косвенные 2.по субъектному составу а)налоги с физ лиц б)налоги с юр лиц в)смешанные налоги 3.в зависимости от органа который вводит налог а)республиканские б)местные 4.в зависимости от хар-ра использования налога а)общие б)целевые

Сборы (пошлины), их отличие от налогов. В РБ уст-тся респ. налоги, сборы (пошлины) и мест. налоги и сборы. Респ. признаются налоги, сборы (пошлины), уст. Кодексом либо Президентом РБ и обязательные к уплате на всей терр. РБ. Мест. признаются налоги и сборы, уст. нпа (решениями) мест. Советов депутатов в соотв. с Кодексом и обяз. к уплате на соотв. территориях. Сбор(пошлина)-обязательный платеж в республ и(или) местные бюджеты взимаемые с орг-ции и физ лиц как правило в виде одного из условий совершения в отношении их гос органами,в том числе местными советами депутатов,испол и распоряд органами юридически значимых действий включая предоставление определ правил или выдачу спец разрешений либо в связи с перемещением товаров через тамож границу РБ.Отличия налогов от сборов:1).сборы призваны компенсировать расходы органов гос власти,т.е. они должны покрывать затраты произведенные при реализции соответствующей гос услуги в виде юридически значимых действий.Налоги же призваны финансировать деят-ть гос-ва в целом.Целью сбора явл-ся удовлетворение только определенных потребностей или затрат гос органов,а налога-удовлетворение публичных потребностей гос-ва.2).сбор явл-ся относительно возмездным платежом-уплатив сбор субъект получает взамен определенное право,статус,разрешение и т.д.Уплата сбора предполагает встречные действия гос-ва в интересах субъекта.Это может быть выдача лицензии.Признаком налога явл-ся безвозмездность.3).сбор явл-ся разовым платежом,а для налога хар-на стабильность и длительность отношений.4)вступление в отношения связанные с уплатой сбора носит для лица добровольный хар-р поскольку добровольным явл-ся само обращение к гос-ву по поводу оказания с его стороны определенной услуги.Вступление же лица в отношения с гос-вом по поводу уплаты налогов носит для этого лица принуд хар-р.Виды сборов:1.республиканские а)дорожные сборы б)таможенные пошлины и сборы в)гербовые сборы г)оффоршорный сбор д)гос пошлина е)регистрац и лицензионные сборы ж)консульский сбор з)патентные пошлины 2.местные а)сборы с пользователей.

Наши рекомендации