Займы и их классификация. Виды государственных ценных бумаг в РФ
Государственные займы - это денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.
2) В зависимости от субъектов заемных отношений:
· займы, размещаемые центральными органами управления (федеральные займы);
· займы, размещаемы правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это предусмотрено законом
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке:
рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;
нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков
4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации);
беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).
5) В зависимости от срока привлечения средств:
· краткосрочные (до года) (векселя); Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций на основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92.
· среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации);
· долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет).
6) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:
· обязательства с правом долгосрочного погашения;
· без права долгосрочного погашения.
7). В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
· погашение единовременным платежом;
· частями:
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
8) По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
9) По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.
Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
1. покрытие дефицита государственного бюджета;
2. покрытие кассовых разрывов в бюджете;
3. привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
4. привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.
В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:
1. Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Данные ценные бумаги как правило средне- и долгосрочные.
2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Кассовый разрыв возникает в связи с тем, что с одной стороны расходы государства постоянны, а с другой стороны налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги. К таким видам ценных бумаг относятся векселя управления наличностью, выпускаемые в США сроком на 50 дней, и финансовые векселя, обращающиеся в Японии со сроком 60 дней.
3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании выпускались транспортные облигации для формирования необходимых денежных ресурсов для национализации транспорта. В Японии практикуются выпуски строительных облигаций для реализации проектов по крупномасштабному строительству.
4. Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга. Такие ценные бумаги выпускались в Российской Федерации в 1994—1996 гг в виде казначейских обязательств. В условиях дефицита бюджета данными казначейскими обязательствами государство рассчитывалось за работы, выполненные по государственному заказу и финансируемые из федерального бюджета. Получив вместо оплаты казначейские обязательства предприятие продавало их на вторичном рынке. Покупатели казначейских обязательств могли рассчитаться этими бумагами по своим долгам перед государством (уплатить налоги).
Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:
1. регулирование денежной массы;
2. регулирование инфляции;
3. влияние на валютный курс;
4. формирование уровня доходности по ценным бумагам;
5. обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;
6. решение других социально-экономических задач.