Воздействие финансовых и денежно-кредитных методов регулирования на инвестиционную и инновационную активность субъектов экономики
В рыночных условиях, удовлетворяя интересы общества, государство выступает и в качестве инвестора, и в качестве инициатора инвестиционной деятельности. Формирование современного государственного механизма финансирования и управления инвестиционной деятельностью необходимо строить на принципиально новом подходе, основанном на следующих принципах:
во-первых, всемерное поощрение и поддержка государствомсубъектов экономики, осуществляющих инвестиционную деятельность, особенно по наращиванию объемов производства;
во-вторых, ограничение вмешательства государства в сферууправления инвестиционной деятельностью;
в-третьих, выделение приоритетов в процессе управления инвестиционным процессом со стороны региональных властей;
в-четвертых, координация, стимулирование и организация управления инвестиционной деятельностью органами государственной власти;
в-пятых, приоритет в управлении инвестиционным процессомзаконодательных, организационных и экономических форм;
в-шестых, комплексный и многоканальный характер финансирования инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:
1. создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности с помощью совершенствования системы налогообложения, механизма амортизации и использования амортизационных отчислений, защиты интересов инвесторов;
2. обеспечение для инвесторов права пользования землей и другими природными ресурсами на льготных условиях;
3. привлечение для финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения средств населения и иных внебюджетных источников;
4. расширение сети информационно-аналитических центров,осуществляющих проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок на регулярной основе;
5. расширение возможности использования залогов в качестве обеспечения выполнения обязательств при проведении кредитных сделок;
6. разработку и проведение антимонопольных мер;
7. расширение использования сделок финансового лизинга;
8. переоценку стоимости основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
9. создание инвесторам возможности формирования собственных инвестиционных фондов;
10. прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности может осуществляться такими путями, как:
1. разработка, утверждение и финансирование проектов, реа.лизуемых в Российской Федерации совместными усилиями с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов разных уровней;
2. формирование перечня строек и объектов технического пере.вооружения, предназначенных для общегосударственных нужд и финансируемых за счет ресурсов федерального бюджета;
3. предоставление на конкурсной основе госгарантий по инве.стиционным проектам за счет средств федерального бюджета;
4. распределение на конкурсной основе бюджетных средств, .предназначенных для финансирования инвестиционных проектов;
5. защита отечественных производителей от поставок устарев.ших, энергоемких, материалоемких технологий, машин и оборудования; разработка, утверждение контрактов и осуществление контроля за их соблюдением;
6. выпуск гарантированных целевых и облигационных займов; .
7. возобновление возведения законсервированных и временно .приостановленных строек и объектов, являющихся государственной собственностью;
8. предоставление иностранным инвесторам возможности осу.ществления инвестиционной деятельности на территории РФ.
Ассигнования из бюджета - это ресурсы бюджетов различных уровней бюджетной системы, направляемые на инвестиционные цели согласно бюджетной росписи. Выделение бюджетных средств на финансирование осуществляется государством в соответствии с законами о федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации, законодательными актами органов власти на местах, принимаемыми ежегодно. Участие государства своими средствами в финансировании капитальных вложений способствует развитию национальной экономики и позволяет решать задачи, стоящие перед различными уровнями власти. Особенность современного этапа реализации государственной инвестиционной политики состоит в переходе от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к адресному, избирательному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется двумя способами:
- путем прямого, т. е. безвозмездного и безвозвратного финансирования строек и объектов для нужд государства;
- путем выделения бюджетных ресурсов для финансирования инвестиционных программ и проектов в виде бюджетных кредитов и государственных гарантий на возмездной и возвратной основе.
Министерство финансов и его территориальные органы контролируют целевое использование бюджетных средств, направленных на государственные капитальные вложения. Внебюджетные централизованные ассигнования выделяются из экономических фондов и фондов социального назначения.
Бюджетное финансирование может осуществляться в следующих формах:
1. Бюджетные инвестиции. При использовании бюджетных источников финансирования оценивается бюджетная эффективность проекта, которая определяется на основе расчета поступлений и расходов бюджетных средств. Расходы, выделяемые на финансирование инвестиций, предусматриваются в соответствующих бюджетах (федеральном, региональном, местном), при условии включения их в федеральную, региональную целевые программы или на основе решения соответствующего органа исполнительной власти страны. Бюджетные ассигнования, направляемые на инвестиции, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти РФ соответствующего уровня об участии в собственности получателя инвестиций и юридическим лицом.
2. Бюджетный кредит предоставляется хозяйствующему субъекту - юридическому лицу на основе договора, за плату, при условии предоставления обеспечения обязательства по возврату кредита. В качестве обеспечения по кредиту могут быть предоставлены только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций иных ценных бумаг, паев, в сумме, составляющей не менее 100% предоставляемого кредита. Средства перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Проведение операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями получения бюджетного кредита. Возврат основной суммы предоставленных бюджетных кредитов, а также плата в виде процентов за пользование ими приравнивается к платежам в бюджет.
3. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам на срок от года до 5 лет. Он представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщик при наличии установленных оснований может воспользоваться возможностью в течение определенного срока и в определенных объемах уменьшить налоговые платежи с последующей уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
4. В развитых странах одним из ведущих источников финансирования инвестиций, используемых при расширении и модернизации производства, является венчурный (рисковый) капитал. С его помощью осуществляются долгосрочные инвестиции в малые инновационные компании, получившие название венчурных (рисковых). Такие компании (фирмы) занимаются разработкой новых технологий, освоением новых видов продукции. Обычно они пользуются поддержкой государства и крупных компаний, которым невыгодно заниматься этим самостоятельно из-за риска понести убытки, вероятность которых чрезвычайно велика. Основой деятельности венчурных инвесторов является параллельное финансирование небольших, часто никак не связанных между собой проектов, что направлено на диверсификацию риска. Такие вложения производятся в расчете на их быструю окупаемость, но каких-то гарантий или обеспечения при этом нет. Возможной гарантией является рассредоточение риска, а также самострахование - т. е. поэтапное финансирование проектов: в случае спешной реализации проекта вложения увеличиваются, а в случае отрицательного результата инвестирование немедленно приостанавливается либо прекращается вовсе. Однако, невзирая на высокую вероятность возможных потерь, рисковый бизнес является высокоприбыльным по сравнению с традиционными видами финансовых операций.
Воздействие государства на стимулирование инновационной деятельности может осуществляться двумя методами: прямыми и косвенными. Соотношение между ними определяет экономическая ситуация в стране и избранная концепция государственного регулирования, ориентированная либо на централизованное воздействие, либо на рыночные отношения.
Прямые методы регулирования инновационных процессов могут осуществляться в двух формах: программно-целевой и административно-ведомственной.
Первая форма - программно-целевая, осуществляется в виде конкретного финансирования инноваций через государственные целевые программы поддержки нововведений, распространяющиеся и на малые наукоемкие фирмы. При этом формируется система государственных контрактов на приобретение определенных товаров и услуг, фирмы получают льготы по кредитам для осуществления нововведений и пр.
Вторая форма - административно-ведомственная, государство использует при ее осуществлении прямое дотационное финансирование на основе специальных законодательных актов, принимаемых с целью непосредственного стимулирования развития инноваций.
Косвенные методырегулирования направлены как на стимулирование самих инновационных процессов, так и на создание благоприятного экономического и социально-политического климата для развития новаторской деятельности.
Обобщая используемые в мировой практике меры, можно выделить основные черты налоговой политики, направленной для стимулирования инновационной деятельности:
Во-первых, система налоговых льгот связана с единым видом платежей компаний в бюджет - налогом на прибыль, который одинаков для всех отраслей, а во многих странах и для всех предприятий. В отношении этого единого (одноканального) платежа могут применяться различные льготы и вычеты, скидки, позволяющие стимулировать научно-технический прогресс.
Во-вторых, налоговые льготы дифференцированы по видам деятельности, отраслям, видам оборудования и т. п. в соответствии с национальными экономическими и научно-техническими задачами.
В-третьих, каждая налоговая льгота имеет четко выраженный целевой характер.
Развитые страны используют следующие меры налогового стимулирования:
исключение из дохода, облагаемого налогом, текущих расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
снижение налога на прибыль в процентах к приросту затрат на научные исследования (налоговый кредит на прирост НИОКР);
временное освобождение от уплаты налога вновь созданных мелких исследовательских компаний (на срок до 5 лет);
частичное снижение налоговых ставок на прибыль малого исследовательского бизнеса;
снижение налоговых ставок на доход компаний от участия врисковых (венчурных) предприятиях (на 50-70%);
скидка с налога на прибыль по инвестициям, дифференцированная по видам оборудования и отраслям экономики (от 10 до 50% по сроку эксплуатации);
ускоренная амортизация основных фондов.
Большой выбор методов государственной поддержки инновационной деятельности, ориентированных на малые и средние предприятия, предусмотрен в рамках государственных программ развития. Разрабатываются и реализуются программы поддержки малых и средних предприятий в сфере технологического трансфера; предоставляется материальная и нематериальная помощь при внешних инновационных консультациях; осуществляется косвенное стимулирование исследований и разработок; оказывается прямая поддержка по наиболее значимым технологическим направлениям при создании инновационных предприятий.