Организация маркетинга на кинопредприятии 3 страница
Конечно, большинство продюсеров по-прежнему связаны контрактами с киностудиями, но с каждым годом увеличивается армия продюсеров, которые творят самостоятельно, на свой страх и риск.
Независимый продюсер сегодня — это энергичный делец, прежде всего обладающий нюхом на сценарные идеи. Загоревшись идеей, он обеспечивает ее финансирование, юридические права на сюжет, собирает вокруг себя нужных людей и единомышленников, находит киностудию, утверждает сценарий, натуру, актеров,
эскизы, бюджет, принимает постановочный проект, контролиру-! ет съемочный процессов случае необходимости выстраивает окончательный монтаж фильма, организует прокат, рекламу и распределяет прибыль.
Далеко не каждый продюсер обладает полным1 набором пере-| численных качеств, тонким художественным вкусом' и эрудицией. I Вот как самокритично по этому поводу высказался Стивен Спилберг: I «5 детстве я учился чтению, разглядывая комиксы; я потратил массу $ времени на телевизор и' на поселение кинотеатров; с годами я почув-''ствовал, что мне не хватает знания настоящей литературы и словес-Wkocmub. Образовывая свою первую кинофирму, Спилберг набрал | целый штат редакторов, которые в необозримом книжном океане «пытались (и пытаются до сих пор) вылавливать неизбитые сюжеты. При выборе литературного материала одни продюсеры легко-Иысленно полагаются только на интуицию, другие предпочитают скрупулезно анализировать идею. Но анализ часто дает нулевое ре-шение, а интуиция нередко подводит. Поэтому и те, и другие ведут себя подобно маятнику. При запуске они твердо уверены, что их фильм будет лучшим фильмом всех времён и народов, а через некоторое время начинают отчетливо понимать, что их ожидает неми-■гуемый провал. А в результате фильм получается или прекрас-■шм, или чудовищным," но не таким, каким продюсер его задумал. Независимые продюсеры США, как правило, не имеют средств на постановку сверхдорогих картин. Область их деятельности — -малобюджетное кино. То есть должна быть интересная идея, не мребующая сложной в техническом и организационном отноше-|йии постановки.
Для независимых любая постановка — всегда громадный риск, потому что они стараются открыть новое «имя», затронуть актуальную тему, освоить редкий жанр.;;^,'):
Например, картина режиссера-дебютанта Д. Хоппера «Беспечный ездок» — малобюджетная, ее стоимость всего четыреста тысяч долларов. Из дорогого реквизита — два мотоцикла «Харлей-Дэвидсон». Однако десятки миллионов зрителей во многих стра-нах мира были захвачены интригой сюжета и исполнительским мастерством актеров. Именно с этой картины начался звездный путь Джека Николсона.
Малый бюджет не помешал таким фильмам, как «Расемон», «На последнем дыхании», «Эль марьяччо», «Секс, ложь и видео» снискать мировую славу. Это же относится и к фильмам режиссеров и продюсеров С. де Милля и Ф. Ллойда, Сэма Годдвина.
Тех, кто исполняет их волю, студии, непосредственно руководя постановкой фильмов, называют исполнительными (executive) продюсерами. У них много помощников, так называемых функциональных продюсеров.
Как написано в американском справочнике о профессиях, «Исполнительный продюсер является доверенным лицом компании и осуществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма».
Независимый продюсер может быть одновременно и исполнительным. Например, три независимых продюсера задумали совместный проект, сложили капиталы, но права исполнительного продюсера они делегируют самому способному из них к этому ррду деятельности или самому свободному в данный момент. Принимать же готовый фильм и финансовый отчет будут все трое. Предположим, что идея фильма принадлежит одному из них. При всех равных юридических правах этот продюсер в моральном аспекте, наверное, будет считать себя в какой-то степени «отцом» проекта.
Самостоятельную роль играет в американском кино формирующий (creative), развивающий {проект) продюсер.
Он развивает, формирует проект, но, как правило, сам не режиссирует.
Интересы формирующего продюсера лежат в основном в малобюджетном и дебютном кинематографе. Развивать проект он любит в одиночестве и отдает его на студию тогда, когда ясно, кто снимает и кого, где и когда, за сколько и как.
Если другим продюсерам помогают фонды, банки, корпора
ции, то формирующий продюсер большей частью может рассчи
тывать только на себя. Некоторых продюсеров этой категории
можно считать режиссерами-сопостановщиками. Многие из них
сами переписывают сценарии, подбирают актеров и проводят ре
петиции. И только мастерство приглашенного режиссера ocboj
бождает его от участия в режиссуре. Я
Формирующий продюсер часто является автором идеи сцена- * рия, у него ярко выражены творческие наклонности, й он располагает, как правило, небольшими деньгами, поэтому ему необходим дополнительный инвестор. Кинематограф этого продюсера — без звезд, но многие нынешние звезды начинали именно у таких продюсеров. Если заболевает режиссер-постановщик, то в отличие от всех остальных формирующий продюсер может сам продолжить съемки или монтаж и тем самым избежать простоя. Он с самого первого дня рядом с постановщиком, из всех продюсеров именно он чаще всего бывает на съемочной площадке.
В российской съемочной группе аналога формирующему продюсеру нет. Если представить необычное сочетание редактора, сценариста и режиссера по монтажу в одном лице да еще и с функциями продюсера, который не любит заниматься производством и очень боится перерасхода, то получится нечто похожее на формирующего продюсера.
В фильмах, стоимость которых выражается астрономическим числом, один продюсер уже физически не может заниматься всеми проблемами проекта. Это привело к появлению целой группы продюсеров, отвечающих за конкретные творческо-производствен-ные компоненты фильма. Каждый из них помимо общих творчес-ко-организационньгх задач на съемках фильма выполняет и какую-то определенную функцию, поэтому и назовем их функциональными продюсерами.
Знаменитый продюсер и режиссер Роджер Корман сделал со своей командой свыше трехсот продюсерских проектов. Сам мэтр был независимым и исполнительным продюсером, а своих заместителей называл функциональными продюсерами.
Функциональные продюсеры принимают участие в обсужде-йши всех или почти всех проблем постановки, проникаются ее важностью и ответственностью, иногда получают самостоятельное финансирование (внутри основного бюджета фильма) и создают свою команду. Наиболее часто встречаются функциональные продюсеры следующих категорий.
Ассоциированный {associate) продюсер входит в проект с очень малым финансовым вкладом или совсем без оного. Разделяет как творческие, так и производственные интересы продюсера и как его партнер всячески способствует их продвижению.
Фильм «Утомленные солнцем» в основном финансировал французский продюсер. Поэтому в западной версии титров Н. Михалков представлен как ассоциированный продюсер.
i Случается, что независимый продюсер полностью доверяет проект ассоциированному, однако в титрах он, продюсер, обеспечивший только финансирование фильма, все равно будет главным.
Линейный {line) продюсер в любой момент постановки фильма •отвечает за самый трудный или отстающий участок, а если таковых нет, отвечает или за все производство, или за все финансы. Аасто бывает, что на фильм финансы собраны с превеликим трудом и допустить перерасхода никак нельзя. Тогда линейный продюсер отвечает только за финансы.
34________ I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития
В Голливуде линейного продюсера часто называют еще инспектором (ревизором). Обычно он сам на основании лично проведенной ревизии технологической линейки производства (отсюда и название — линейный) контролирует процесс производства фильма и решительно и бескомпромиссно вмешивается в проблемы. Всегда заменяет отсутствующего по каким-либо причинам исполнительного продюсера. Он отлично знает сильные и слабые стороны сценария, знает хорошо режиссера и его «тайные» устремления и поэтому умело контролирует соответствие задуманного и снимаемого. Он обладает правом советовать, делать замечания, обсуждать снимаемый материал.
Художественный (art) продюсер — наиболее сложная для нашего понимания профессия. Если ассоциированного и линейного продюсера еще можно как-то представить в соединенном образе директора картины и режиссера, то аналога художественному продюсеру в нашем кино нет.
А в США еще в 1912 г. Томас Инс назвал себя первым арт-продюсером, хотя никто во всем Голливуде не понимал, что это такое. Известна его фраза, сказанная тогда одному из своих режиссеров: «Выполняйте точно все, что написано в сценарии, и ни в чем от него не отступайте». Он как арт-продюсер сам создавал подробные режиссерские раскадровки, тщательно выписывал диалоги, определял даже выражение лиц актеров в каждой сцене и только после этого отдавал «фильм на бумаге» в производство.
В последнее время в Голливуде производство сложнопостано-вочных фильмов напрямую связано с тенденцией к увеличению числа как функциональных продюсеров, так и творческих работников. На таких картинах заняли свою нишу дополнительные художественные продюсеры, режиссеры, директора и даже консультанты.
Например, на фильме «Терминатор» режиссера Д. Кэмерона арт-продюсер руководил только участком компьютерной графики. Но в процессе съемок объем графики увеличился в четыре раза, и продюсеру пришлось пригласить к себе в помощь пятерых ассистентов.
Иногда арт-продюсер — это консультант-советчик. Он хорошо понимает, какое кино следует делать, но вот чтобы снять самому — не хватает дерзости, а может, и знаний. В профессионализме по отношению к каким-то элементам он может даже превосходить постановщика — в подборе актеров, в раскадровке, в применении комбинированных съемок. Часто арт-продюсер отвечает только за качество сценария.
В каждой стране киноискусство развивалось своеобразно и (Неповторимо. Экономический уровень, историческое прошлое, художественные традиции, быт и обычаи, национальный характер и еще множество других причин формировали законы и правила кинобизнеса.
Помимо некоторых различий в технологии фильмопроизвод-ства предпринимательский кинематограф отводит продюсеру главенствующую роль не только в финансовых и производственных, но и в вопросах идеологии фильма, которая выражена всей совокупностью творческих параметров кинопроизведения. Не режиссер определяет при разработке идеи все главные творческие и производственные параметры будущей постановки, а продюсер. Приглашенные драматург, режиссер и оператор следуют уже проложенным курсом. Те режиссеры, которым это не нравится, сами становятся продюсерами, и к предельно нервной профессии режиссера добавляют ответственность за десятки миллионов долларов и огромный риск. Многих режиссеров продюсерство сделало беднее на целые состояния, но некоторые стали и талантливыми продюсерами — Стивен Спилберг, Роберт Редфорд, Джеймс Кэ-мерон, Джордж Лукас, Роберт Земекис, Клинт Иствуд и др.
Пионером русского кинопредпринимательства был Александр Алексеевич Ханжонков, который родился на Дону 8 августа 1877 г. в семье отставного казачьего офицера.
В 1906 г. основал небольшую торгово-комиссионную контору, которая поставляла на российский рынок фильмы и аппаратуру итальянских, немецких и французских кинопредприятий; За короткий срок, пользуясь долгосрочными кредитами своей заграничной клиентуры, а также привлекая средства из других отраслей промышленности и получая субсидии от московских финансистов, Ханжонков развил крупное по масштабу российского кинорынка акционерное общество «А.А. Ханжонков и К» с капиталом около 2 млн руб. Он, блестяще умел вести дела, заключать выгодные сделки, привлекать финансовых тузов, побеждать конкурентов. Для того чтобы укрепить свое влияние, Ханжонков выпускал даже собственный киножурнал.
Он сам определял тематику и творческое направление своей фирмы, а знание художественных приемов кино позволило ему оборудовать свое киноателье самой передовой техникой того времени. Среди его учеников — П.И. Чардынин, Л.В. Кулешов, В.А. Старевич. Воспитал он и несколько талантливых продюсеров, которым, правда, удалось поработать только до 1917 г.
У Ханжонкова снимались все крупные кинозвезды тех лет: В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский. А. Ханжонков первым из российских продюсеров занялся производством научно-популярных и мультипликационных фильмов, хотя они не приносили никакого дохода. Акционерное общество «А.А. Ханжонков и К» просуществовало 15 лет и выпустило в прокат более 400 картин.
Наиболее известны выпущенные им фильмы на историческую тематику: «Русская свадьба XVI столетия», «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Оборона Севастополя», «1812 год» и др. За постановку нескольких патриотических фильмов Ханжонков дважды был награжден лично царем. Большая часть фильмов представляла мелодрамы, в которых очень популярны были сюжеты адюльтера. Но несмотря на это его фильмы играли весьма важную роль в борьбе с иностранными картинами за отечественный кинорынок.
Другим известным продюсером был Александр Дранков. Профессиональный фотограф, он изучал кинопроизводство и, приобретя съемочную камеру, превратил фотоателье в киноателье.
Летом 1907 г. он пытался снять первый игровой фильм «Борис Годунов», но из этого ничего не получилось. Только в следующем году состоялась премьера небольшой пантомимы «Понизовая вольница» на сюжет популярной песни о Степане Разине — «Из-за острова на стрежень». Сценарий был написан В. Гончаровым, бывшим железнодорожным служащим. Режиссировал актер В. Ромаш-ков. В главной роли атамана снялся Е. Петров-Краевский. Фильм целиком снят на натуре. Снимал сам А. Дранков и начинающий оператор Н. Козловский. По заказу продюсера композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым была написана музыкальная увертюра к фильму, ее рассылали вместе с копиями ленты и исполняли в лучших кинотеатрах перед сеансом. «Понизовая вольница» пользовалась огромным успехом у публики и принесла немалый доход.
Оставил А. Дранков в истории культуры и уникальные кадры хроники, запечатлевшей отдельные эпизоды из жизни Л.Н. Толстого и его похороны.
До 1910 г. фильмы в Россию привозились в основном из Европы, поэтому до революции хозяевами кинематографа были не производители, а прокатчики фильмов.
Первая мировая война, как ни странно, привела к росту отечественного кинопроизводства. Людям хотелось как-то отвлечься от окружающей обстановки, к тому же резко сократился Импорт фильмов. Мощное увеличение производства способствовало при-
току новых продюсерских имен, среди которых выделяется М.Н. Алейников. Именно он дал возможность проявить свой талант режиссерам Л.В. Кулешову, В.И. Пудовкину, Б.В. Барнету. Алейников первым сформулировал кредо продюсерства: «У меня не было ни реелания, ни склонности стать сценаристом или режиссером. Иная склонность овладевала мною: организатор, руководитель постановочного процесса, профессия, которой тогда не было в России и которая позднее появится у американцев. Там введут в обиход новое понятие: продюсер. В моем представлении — это человек организационно-творческого профиля, который руководит, как бы сливает в единое целое усилия основных художников коллектива, создающих фильм».
Крупные российские капиталисты благосклонно присматривались к общедоступному зрелищу и положительно оценивали перспективы. Представители театральных профессий, поначалу относившиеся к живым картинам не без снобизма и откровенной иронии, понемногу стали понимать, что рождается новый вид искусства.
В советский период Государственный комитет по кинематографии прежде всего отвечал за идеологию советского кино перед партийным руководством. Этот комитет рассматривал творческие заявки, тщательно работал с авторами над сценариями, он же выделял киностудиям деньга. Режиссер снимал фильм, бдительные цензоры выверяли его идеологический курс, определяли тираж и категорию качества, запускали рекламу. Функции исполнительного продюсера распределялись между тремя директорами: киностудии, творческого объединения и картины. На взгляд непосвященного, директор картины руководил исключительно производством, но это справедливо лишь отчасти. Многих можно было причислять к исполнительным продюсерам, это подтвердилось в 1990-х годах, когда в России возникла эта профессия. Конечно, необходимо учитывать, что профессия «российский продюсер» делает только первые шаги.
К середине последнего десятилетия прошлого века многие директора картин уже зарекомендовали себя вполне достойными исполнительными продюсерами: Эрик Вайсберг, Леонид Верещагин, Михаил Литвак, Александр Литвинов, Александр Михайлов, Владимир Репников, Юрий Романенко и др.
Сегодня помимо директоров картин и бизнесменов в российские продюсеры потянулись и представители творческих профессий (режиссеры, актеры, драматурги). Одни осваивают кинорынок как любой другой, но секреты драматургии, монтажа, режиссуры, от которых и зависят сборы, им пока неведомы; другие, Наоборот, не владеют основами бизнеса.
Анализируя любой успешный проект, можно заметить, что профессионализм продюсера — это опыт и знания вкупе с природным талантом.
Идеальный продюсер должен уметь: предвидеть, рисковать, требовать, мобилизовывать, благодарить, верить, распоряжаться, укрощать, отстаивать, терпеть, считать, экономить, убеждать, вдохновлять, лукавить, иронизировать, уличать, льстить, лавировать...
Продюсер должен уметь:
• выбрать тему (оригинальную или экранизации);
• обеспечить финансирование;
• преобразовать идею в сценарий; •••
• составлять бизнес-план;
• оформить договор с киностудией;
• сформировать съемочную группу;
• создать постановочный проект фильма;
• определить Стратегию маркетинга;
• контролировать текущий материал;
• понимать в искусстве монтажа;
• отвечать за историческую и фактическую достоверность;
• разбираться в проблемах авторского права;
• организовывать прокат;
• анализировать законченный производством фильм;
• оценивать вторичные рынки.
ГЛАВА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДЮСЕРСТВА
Правовое положение продюсера сегодня регулируется многочисленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в первую очередь гражданским законодательством, поскольку в подавляющем большинстве случаев деятельность продюсера является предпринимательской, т.е. в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации «самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли...».
Особенность этой деятельности в аудиовизуальной сфере определена в двух основных актах — Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ (далее — ЗоГПК) и Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (далее - ЗоАП).
Необходимо напомнить, что вопросы правового статуса продюсера возникли в российской практике сравнительно недавно. Законодательство советского периода однозначно определяло, что авторское право на кинофильм принадлежало предприятию, осуществившему его съемку (ч. 1 ст. 486 Гражданского кодекса РСФСР). Из этого следует, что до 1992 г. производителем кинофильма могло быть только юридическое лицо, которое организовывало кинопроцесс. Кроме того, на практике все студии были государственными предприятиями. В условиях плановой государственной экономики иная ситуация была невозможна. Но с развитием рынка государство утратило необъявленную монополию на кинопроизводство и наряду с государственными студиями появились частные предприятия, занимающиеся производством экранной продукции. Кроме юридических лиц в кинобизнесе появились и индивидуальные предприятия. В Союзе кинематографистов России была создана Гильдия организаторов кинопроизводства. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. ввели понятие «изготовитель кино-,
теле- и видеофильма», не указывая на его организационно-правовую форму и тем самым предполагая, что изготовителем аудиовизуального произведения может быть любой субъект гражданского права, т.е. как физическое лицо (гражданин), так и юридическое лицо (организация).
Принятый двумя годами позже Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» раскрывает термин «изготовитель аудиовизуального произведения» как «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения» (ст. 4). Поскольку в соответствии с действующим законодательством деятельность по производству аудиовизуальных произведений не является лицензируемой, т.е. для ее осуществления не требуется специального разрешения или предварительного соблюдения каких-либо формальностей, любой может взять на себя инициативу по созданию фильма. По поводу второй части формулировки возникает справедливый вопрос, какого рода ответственность возникает у изготовителя в связи,с принятием решения о начале съемок и перед кем? Надо сказать, что аналогичные нормы в законодательствах других стран сформулированы не более корректно. В законодательстве Франции, например, говорится о лице, взявшем на себя инициативу и гарантирующем завершение съемок.
Наконец, принятый в 1996 г. Закон о государственной поддержке вводит понятие «продюсер фильма». Впервые этот термин, уже давно употреблявшийся на практике (студии объявляли себя коллективными продюсерами, их руководители — индивидуальными, за это звание боролись директора картин...), был установлен законом. Статья 3 Закона определяет продюсера как «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя ответственность за финансирование, производство и прокат фильма».
Попробуем сравнить два определения: изготовитель аудиовизуального произведения, трактуемый законом об авторском праве и из закона о государственной поддержке.
В самих понятиях даны два различных определения объекта: «фильм» и «аудиовизуальное произведение». Аудиовизуальное произведение в соответствии со ст. 4 ЗоАП это — «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематогра-
фические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайд фильмы и тому подобные произведения), независимо от опособа их первоначальной или последующей фиксации». Фильм в соответствии со ст. 3 ЗоГПК это — «аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия при помощи соответствующих технических устройств». Несмотря на различные акценты, содержащиеся в этих двух определениях, вполне можно допустить, что фильм и аудиовизуальное произведение соотносятся как часть и целое, а значит, их правовой режим во многом одинаков.
Оба закона допускают, что и изготовителем, и продюсером могут быть как физические, так и юридические лица. В связи с появлением возможности у физических лиц становиться изготовителя-Яи аудиовизуальных произведений и тем самым осуществлять предпринимательскую деятельность встает вопрос, считал ли законодатель самим собой разумеющимся, что под термином «физическое лицо» имеется в виду индивидуальный предприниматель, поскольку только такое физическое лицо по закону может осуществлять предпринимательскую деятельность, либо же речь идет о гражданине, нанятом на работу соответствующим юридическим ИШцоы, которое фактически обеспечивает производство фильма? Но при таком подходе непонятен правовой статус такого лица в связи с определением в законах круга его полномочий и обязательств, связанных, в первую очередь, с основной частью определения.
И продюсер, и изготовитель по определению обоих законов берут на себя инициативу и ответственность, но первый — за финансирование, производство и прокат, а второй — за изготовление произведения. Абсолютно ли совпадают эти части определений? Наиболее часто на практике встречаются случаи, когда в создании аудиовизуального произведения участвуют не один, а несколько продюсеров с четким разграничением функций. Один отвечает за привлечение финансовых средств, второй занимается подбором творческого и технического состава съемочной группы, а также коллектива исполнителей ролей (во многих странах именно он называется исполнительным продюсером), третий обеспечивает
42________ I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития
всю хозяйственную сторону кинопроцесса — закупает пленку, арендует павильоны, съемочное и осветительное оборудование, договаривается с лабораториями по обработке пленки. Не любое физическое лицо может заниматься указанной в первом и третьем случаях деятельностью, поскольку именно она является предпринимательской, тогда как заключать авторские договоры и принимать авторские права может любой субъект гражданского права, во всяком случае авторское законодательство не устанавливает никаких ограничений в этом смысле. Таким образом, именно определение, данное в законе о государственной поддержке кинематографии, некорректно в отношении физических лиц. Связь между продюсерами не организационная, а договорная. Формально следуя определению ЗоАП, можно заключить, что не любой продюсер может считаться изготовителем аудиовизуального произведения. Это может иметь достаточно серьезные последствия.
Во многих странах продюсер наделяется смежными правами, т.е. признается субъектом не только предпринимательской, но и творческой деятельности, наряду с изготовителями фонограмм и вещательными организациями. Однако в нашей стране такой статус продюсеры имели только один год — с 1992 по 1993 г. — в период действия раздела IV последних Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Ныне действующий ЗоАП не относит изготовителей аудиовизуальных произведений к субъектам смежных прав.
3.1. Особенности правового режима деятельности продюсера
Главной проблемой правового положения продюсера является то, что действующее законодательство не устанавливает никаких функций этого субъекта правоотношений. Как уже говорилось, определяющим признаком продюсера установлены инициатива и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма, а не круг его правомочий и обязанностей. Из действующих нормативных актов с определенными допущениями можно воспользоваться квалификационной характеристикой профессии продюсера телевизионных и радиопрограмм, установленной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 67.
В соответствии с указанным документом в должностные обязанности продюсера входит следующее:
• организация финансирования проектов с привлечением собственных средств или средств спонсоров и их продвижение;
• обоснование целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, а также их окупаемость и прибыльность;
• организация разработки планов реализации проектов, определение путей и методов их выполнения;
• участие в подборе кадров для осуществления проектов и обеспечение их рациональной расстановки;
• координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;
• организация выполнения комплекса работ в процессе внедрения проектов, обеспечение их необходимыми средствами;