Устройство бюджетной системы Республики Беларусь и принципы ее функционирования
Устройство бюджетной системы Республики Беларусь предопределено типом государственного устройства и ее административно-территориальным делением. Она включает в себя:
– республиканский бюджет;
– местные бюджеты.
Местные бюджеты в свою очередь делятся на:
– бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
– бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);
– бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета (рис. 3.1).
Рис.3.1.Консолидированный бюджет района
Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета (рис. 3.2).
|
Рис.3.2.Консолидированный бюджет области
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска (рис.3.3).
|
Рис. 3.3. Консолидированный бюджет Республики Беларусь
Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных доходов бюджетных организаций.
Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Однако консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты представляют собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования по территории в целом Республики Беларусь и отдельных регионов.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, в частности, при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты областей и районов.
В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджета можно назвать бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот бюджет формируется в основном за счет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (например, на мероприятия по обороне государств, развития образования, здравоохранения и др.).
Бюджетная система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:
· принцип единства, который означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единым порядком исполнения бюджетов и ведения бюджетного учета и отчетности;
· принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;
· принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета;
· принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия бюджетов всех уровней, отчетов об их исполнении;
· принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и прав по определению направлений расходования средств, а также прав самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;
· принцип эффективности использования бюджетных средств означает такую организацию бюджетного процесса, при которой минимальными объемами бюджетных средств достигаются максимальные результаты;
· принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
· принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития государства, района, области;
· принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей;
· принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.
Содержание и состав доходов бюджета
Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в общественном воспроизводстве должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, организаций и населения. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.
При формировании доходов основного финансового плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию – совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.
Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
– налоговые доходы;
– взносы на государственное социальное страхование;
– неналоговые доходы;
– безвозмездные поступления.
Налоговые доходы включают в себя:
– республиканские и местные налоги;
– пени, начисляемые за несвоевременную уплату налогов;
– проценты за пользование налоговым кредитом.
К неналоговым доходам бюджета относятся:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
– штрафы за нарушение порядка использования средств республиканского бюджета и местных бюджетов, за налоговые правонарушения, штрафы за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг, банковской деятельности;
– другие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные поступления:
– от иностранных государств;
– от международных организаций;
– от другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов – т. е. бюджетных средств, передаваемых из одного бюджета в другой бюджет на безвозмездной основе.
В зависимости от условий и способов зачислений доходов в бюджеты различных уровней выделяют:
– собственные доходы– это налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет того или иного уровня на постоянной основе и над которыми власть соответствующего бюджету уровня имеет контроль. К ним относятся:
§ налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
§ взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;
§ неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
§ безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов.
Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом Республики Беларусь;
– регулирующие доходы– это республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета;
– по источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
– в зависимости от гражданства субъектов налогообложения – уплачиваемые резидентами или нерезидентами;
– по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес;
– в зависимости от государственного устройства страны различают доходы республиканского и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве);
– по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные). Возникающие в результате применения кредитного метода формирования;
– по конкретным видам – на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.
Конкретный перечень доходов республиканского и местных бюджетов представлен в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.