Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика её элементов. Источники финансового права: понятие, классификация, краткая характеристика
ФП – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.
В системе ФП отражена существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы ФП. Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются в правовые институты (взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права).
ФП состоит из двух частей – Общей и Особенной.
В Общей части ФП закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматриваются ФП как наука, финансовый контроль, дается сравнительная характеристика финансово-правовых институтов других государств.
К Общей части ФП относятся:
1) нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;
2) нормы, регулирующие систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение;
3) нормы, регулирующие правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений;
4) вопросы регулирования финансового контроля в государстве;
5) принципы зарубежных институтов ФП.
В Особенной части ФП характеризуются финансово-правовые институты. Особенная часть ФП включает в себя:
· институт бюджетного права (основной институт ФП) – в бюджетной системе аккумулируются основные гос. финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ;
· институт государственных доходов – основные нормы регулируют налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении юридических и физических лиц; к доходам государства относятся институты, объединяющие фин-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования;
· институт государственных расходов – бюджетное финансирование, бюджетные закупки, банковское кредитование, выплаты по гос. долгу и страхованию; банковский кредит и страхование могут рассматриваться одновременно как институт доходов, и как институт расходов;
· институт денег и денежного обращения – финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении;
· институт валютного регулирования – для финансовой деятельности государства большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты;
· институт, включающий нормы, регулирующие расчеты – для банковской деятельности важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве.
Вся практическая финансовая деятельность в государстве, а также финансовый контроль и расчеты осуществляются на основании работы бухгалтерии.
Б/у – основа всей бюджетной деятельности государства, финансового контроля (самая действенная форма контроля за всеми сферами деятельности государства (контроль рублем)).
Б/у и аудит – основа финансового мониторинга, основа получения информации обо всех сторонах жизни общества и государства.
ФП – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.
Источники ФП (финансово-правовые акты) – НПА, содержащие финансово-правовые нормы, без которых не могут возникнуть финансовые правоотношения.
Источники ФП классифицируются в зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы.
Нормативные акты федеральных органов:
1) Конституция РФ (в КРФ содержатся основополагающие принципы финансовой деятельности государства): 57 регулирует отношения гражданина и юридического лица с государством по налогам; 71, 72 – вопросы компетенции РФ по основным вопросам финансовой деятельности; 101, 102, 103 – вопросы Счетной палаты; 104 – взаимоотношения между представительными и исполнительными ветвями власти; 106 закрепляет порядок принятия законов о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 114 – основы деятельности Правительства РФ в области финансов; 132 – бюджетную и налоговую компетенцию органов МСУ;
2) Законы, принимаемые представительными органами власти (ежегодно принимаемый ФЗ о федеральном бюджете, предусматривающий особенности налогового регулирования на текущий год), а также постановления СФ и ГД по вопросам, не требующим законодательного решения (кадровые вопросы, вопросы по обсуждению проектов законов);
Бюджетный кодекс (БК РФ) и Налоговый кодекс (НК РФ) – основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства. Каждый финансово-правовой институт регулируется также специальными законами.
Закон РСФСР О налоговых органах РФ» от 21.03.1991
Закон РФ «О Счетной палате РФ» от 11.01.1995
ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.1997
ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 02.12.1990