Базовые понятия и определения.
Логистика – наука об эффективном управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной экономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов.
Предметом исследования в логистике является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.
Объектом исследования и управления в логистике являются потоки, которые можно разделить на основные и сопутствующие.
Логистические потоки
Основные потоки – материальные и (или) сервисные (потоки услуг).
Сопутствующие материальному потоку – информационные, финансовые и сервисные потоки. Сопутствующие сервисному– информационные и финансовые потоки.
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальный поток – находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (МР), незавершенное производство (НП) и готовая продукция (ГП), к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.
Объем груза по отдельной операции (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.), рассчитанный за определенный промежуток времени представляет собой материальный поток по соответствующей операции.
Информационный поток – поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих функций.
Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.
Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источника финансирования, возмещении за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.
Сервисные потоки – потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Сервисные услуги могут оказываться, например, одними фирмами-участницами логистической системы другим в процессе продвижения логистических потоков производителя к потребителю. Здесь уместно поговорить о так называемых «трех сторонах» в логистике». Для фирм-производителей или торговых компаний эти стороны следующие:
- 1-я сторона – поставщики материального ресурса или готовой продукции
- 2-я сторона – потребители готовой продукции
- 3-я сторона – логистические посредники
Логистические операции и функции
Логистической операцией называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к изменению параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи.
Строгого определения понятия «логистическая функция» нет ни в отечественных, но в зарубежных словарях. С позиций конкретного бизнеса, на микроуровне, логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности управления логистическим процессом.
Обособление логистических функций чаще всего напрямую связано с выделением в компании структурных подразделений службы логистики или отдельных менеджеров, отвечающих за управление запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой и т.п.
Логистические функции
поддержание стандартов качества производства готовой продукции и сопутствующего сервиса;
управление закупками материальных ресурсов (в снабжении);
транспортировка;
управление запасами;
управление процедурами заказов;
поддержка производственных процедур;
информационно-компьютерная поддержка
складирование;
грузопереработка;
защитная упаковка;
прогнозирование спроса на ГП и расхода МР;
поддержка возврата товаров;
обеспечение запчастями и сопутствующим сервисом;
сбор и утилизация возвратных отходов.
Функциональные области логистики
При формировании службы логистики в компании конструктивное значение имеет выделение функциональных сфер (областей) приложения логистических действий: операций и функций. Эти сферы обычно традиционно задаются дифференциацией отдельных сторон бизнеса компании и ее партнеров: поставщиков, потребителей, логистических посредников. Исторически, например, для производственного предприятия принято выделять области снабжения производственных подразделений сырьем и материалами, собственно производства и сбыта готовой продукции. Для оптовой торговой компании такими областями являются закупки и распределение (дистрибьюция, организация продаж) товаров. В этих сферах выполняются все и большая часть перечисленных выше логистических функций, поэтому в отечественной литературе функциональными областями логистики принято считать:
· снабжение (закупки) МР и/или ГП; (сырьё, детали компоненты и первичная обработка),
· поддержку производства (в широком смысле – все логистические операции и функции, обеспечивающие производственно-технологический цикл предприятия);
· распределение
.
Рис 2. Функциональные области логистики
Цель логистики может быть достигнута лишь при полной согласованности всех указанных областей. Интеграция функциональных областей логистики, логистических функций дает возможность устанавливать оптимальное соотношение интересов различных компаний и подразделений предприятий, достигать на этой основе минимизации издержек и получать такой общий результат, который превосходит сумму отдельных эффектов.
Логистическая система
Логистическая система – относительно устойчивая совокупность звеньев структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей, и логистических посредников, взаимосвязанных по материальным финансовым и информационным потокам и объединенных единым управлением логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса.
Можно дать более короткое определение: логистическая система – совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии.
Звено логистической системы – функционально (структурно) обособленное подразделение компании или партнеры и контрагенты в организации ее логистики.
Множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным и/или сопутствующим потокам, образуют логистическую сеть.
Виды логистических систем
Макрологистическая система–крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страныили группы стран, отрасли и т.д.
Микрологистические системы– это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Это могут быть производственные, торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
В зависимости от отраслевой специализации промышленных компаний существуют логистические системы машиностроительных предприятий, металлургических заводов, строительных предприятий, предприятий химической промышленности и т.д. Для предприятий оптовой торговли можно выделить, например, логистические системы промышленных дистрибьюторов, дистрибьюторов фармацевтической продукции, дистрибьюторов продовольственных товаров и т.п. Фирмы, которые предоставляют услуги, также могут создавать свои логистические системы, например, туроператоры, рекламные агентства, экспедиторские или транспортные компании и т.д.
Большое значение для построения ЛС имеет сектор бизнеса (бизнес-платформа), в котором работает компания. В настоящее время (в электронной коммерции) выделяют в основном два сектора: business to business (B2B) и business to customer (B2C). В зависимости от этого формируются различные приоритеты, логистические стратегии, концепции и т.д. Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на используемую компанией корпоративно-информационную систему и информационно – компьютерную поддержку логистики.
В зависимости от мощности компании, концентрации капитала и выхода на международные рынки и ресурсов различают глобальные логистические системы, формируемые в основном транснациональными корпорациями и финансово – промышленными группами
Цепь поставок
Наряду с понятием «логистическая система» в зарубежной и отечественной литературе и логистической практике повсеместно используется понятие логистической цепи/ цепи поставок. Иногда термины «логистическая система», «логистическая сеть», «логистическая цепь» и «цепь поставок» применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической литературе.
Цепь поставок – это объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис – от начального получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.
Звенья в сетевой структуре цепей поставок – это такие формы деятельности, где к товару, перемещаемому по цепи поставок, добавляется стоимость. Связи между звеньями - это транспортные пути материалов, компонентов, полуфабрикатов, готовой продукции, информационные коммуникации по различным транзакциям, пути продвижения услуг.
Пример логистической цепи промышленной фирмы представлен на рис.3.
Рис. 3. Пример логистической цепи.
Фирма получает комплектующие от поставщика из Финляндии. Для доставки комплектующих на склад фирмы и растаможивания груза используются два логистических посредника: перевозчик и таможенный брокер. Промышленная компания работает в секторе В2В и поставляет оптом свою продукцию потребителю – другой производственной компании. В результате имеется пример логистической цепи – линейно связанные между собой звенья.
В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи: выбор перевозчика и таможенного брокера, замена двух логистических посредников одним – экспедиторской фирмой, перераспределение издержек на транспортировку и складирование и др.
Логистический цикл
Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) - интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.
В цикле исполнения заказа можно выделить следующие основные составляющие:
- время на составление заказа и его оформление;
- время на передачу заказа поставщику;
- время на выполнение заказа поставщиком, включая время на постановку заказа в очередь на выполнение и время выполнения заказа, складывающееся из технологического времени, времени межоперационных простоев и др. или времени комплектации, если заказ выполняется из наличных запасов;
- время на доставку продукции заказчику.
стическая сеть»?
Контрольные вопросы:
1. Каково определение материального потока?
2. Что такое финансовый поток?
3. Что такое информационный поток? Чем обусловлено возрастание роли информационных потоков в логистике?
4. Что такое сервисный поток? Каковы особенности сервисных потоков в логистике?
5. Дайте определения понятиям: логистическая операция, логистическая функция, логистическая система, логистическое звено, логистический цикл.
6. Перечислите основные логистические функции. Укажите, какие из функций могут выполняться в рамках каждой из функциональных областей логистики
6. Что понимается под третьей стороной в логистике?
5. В чем, по вашему мнению, заключается различие между понятиями «логистическая система» и «логистическая сеть»?