Формы государственного кредита
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Государственные займы являются основной формой государственного кредита.
По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.
В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые.
В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторов государству;
– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
– дополнительные поступления от налогов;
– экономия средств от сокращения расходов;
– эмиссия денег;
– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
·Отличие госкредита от банковского:. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов.[1]Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством. ·Целевое назначение.
Банковский кредит имеет строго целевое назначение. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения.
·Срок возврата ссуды. При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. В государственном кредите такой регламентации нет.
Виды финансового контроля
По формам проведения финансовый контроль делится на:
предварительный;
текущий;
последующий.
Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметных доходов и расходов. Предварительный контроль должен предотвращать нерациональное расходование средств, не допускать снижения всех видов расходов, не позволять нарушать законодательные акты.
Текущий контроль проводится в процессе исправления финансовых планов. По существу, проводится повседневно: при организации расчетов, при открытии счетов, проверке начисления заработной платы, проверки налоговых платежей.
Последующий контроль проводится после завершения отчетного года. Еще раз, но более тщательно проверяется выполнение плановых расчетов.
По методам проведения финансовый контроль делится на: проверки; обследования; анализ; ревизии.
Проверки проводятся по отдельным вопросам (например, выплаты премий).
Обследование охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений. Для обследования используются анкетирование, тесты, собеседования.
Анализ используется как метод финансового контроля и может быть представлен по отдельным факторам, направлениям, периодам времени.
Ревизии - обширные и комплексные проверки всей финансовой деятельности за год. Для проведения ревизий составляется программа, где существует цель, тематика, объекты и основные вопросы ревизионной проверки. После этого следует заключение, где отмечаются плюсы, минусы, накладываемые штрафы и т. д.
В качестве примера можно рассмотреть контрольную работу налоговой инспекции по городу Москве.