Анализ организационного поведения
Любая организация своеобразный метаорганизм, отличающийся организационным поведением, т. е. особенностями и закономернос тями взаимодействия объединения людей с внешней и внутренней средой. В организациях, имеющих определенную историю, неизбежно формируется особый уклад жизни, свои традиции, ритуалы. По мере развития организации в ней складывается своя собственная система ценностей, убеждений, норм и правил поведения и деятельности. У каждой организа ции появляются уникальные черты, позволяющие характеризовать ее как специфическое сообщество людей, возникает уникальная общая психология или сильная организационная культура.
Аудитор знакомится с признаками внешней адаптации организации. Эго:
• миссия организации;
• цели, отражающие эту миссию;
• средства достижения целей;
• критерии оценки результатов деятельности;
• стратегия корректировки направлений развития в случае, если цели по разным причинам недостижимы.
Процесс становления коллектива, или внутреннюю интеграцию, аудитор изучает по следующим признакам:
• язык общения;
• критерии определения того, кто «наш», а кто «не наш»;
• критерии и правила распределения власти и статуса;
• правила неформальных отношений внутри организации;
• критерии распределения поощрений и наказаний;
• внутренняя идеология.
После анализа социальной политики и организационного поведения становится возможным сгруппировать сильные и слабые стороны управления персоналом для завершения в целом предварительной диагностики.
Аудиторское заключение
Аудит персонала, как любой другой вид аудита, заканчивается написанием отчета. Аудиторский отчет — это всестороннее описание действий по управлению персоналом, которое включает в себя как подчеркивание сильных сторон в работе с персоналом, так и рекомендации по улучшению методов, которые являются неэффективными. Баланс сильных и слабых сторон в работе с персоналом, а также определение угроз и выявление возможности их предотвращения — цель аудиторского заключения.
Чаще всего аудиторское заключение состоит из трех частей. Одна часть для линейных менеджеров, другая — для специалистов службы управления персоналом и третья — для менеджеров управления персоналом.
Отчет для линейных менеджеров. Аудиторское заключение (отчет) для линейных менеджеров суммирует их цели и обязанности в области управления персоналом. Их целями могут быть стремле ние к уменьшению абсентеизма или текучести, дальнейшему развитию работника, улучшению отношений с профсоюзом, или достижению других целей. Обязанностями могут быть: привлечение к интервьюированию претендентов, обучение работников, проведение оценки, мотивация работников и удовлетворение их потребностей.
В заключении также вскрываются проблемы в области управления персоналом. Нарушения кадровой политики и закона выдвинуты на первый план, указаны как обнаруженные недостатки в методах управления, так и соответственные рекомендации. В качестве примера рассмотрим выдержку из отчета, полученного менеджером завода по производству стеклотары.
Пример. Текучесть работников. Показатели текучести на данном заводе, производящем стеклотару, благоприятно сравнимы с показателями текучести в объединении и отрасли. Управление завода проявляет чуткость и заботу к потребностям кадровых работников.
Однако текучесть среди недавно нанятых работников имеет тенденцию быть очень высокой. Анализ отчетов и «выходных» интервью вскрыл две проблемы. Первая проблема — новые работники иногда уходят, потому что их рабочие обязанности оказались не теми, что они ожидали. Вторая проблема — среди тех новых работников, кто остается, многие испытывают чувство изоляции и непринадлежности к «бригаде». Если бы претендентам давали реалистичные предварительные представления о работе, показывая им фактические обязанности и условия труда, меньшее количество из них уволилось бы в течение трехмссячною испытательного срока. В аудиторском заключении рекомендовано проведение каждым супервайзером начальной внутрифирменной программы ориентации. Такая программа должна ознакомить новичков с другими работниками, средствами и политикой их отдела. Новые работники должны быть поручены старшему рабочему для формирования «системы приятеля», что поможет им стать частью как рабочей бригады так и неформальной организации.
Отчет специалистам в области управления персоналом. Специалисты службы управления персоналом, имеющие дело с занятостью, обучением, компенсацией, и другими действиями в области управления персоналом, также нуждаются в обратной связи. Аудиторский отчет, который они получают, выделяет области хорошего и недостаточного исполнения. Например, одна аудиторская команда обнаружила, ч то много рабочих мест не имеют квалифицированной замены. Эта информация передана менеджеру по обучению и развитию персонала наряду с рекомендацией увеличения числа обучающих программ, чтобы осуществить программу подготовки перспективных супервайзеров и менеджеров.
Отче т также обеспечивает специалистов управления персоналом обратной связью относительно мнения линейных менеджеров об усилиях специалистов управления персоналом. Иногда в отчет включаются сравнительные данные но другим родственным фирмам.
Отчет менеджеру по управлению персоналом. Отчет менеджеру управления персоналом содержит всю информацию, необходимую для улучшения работы службы управления персоналом. Кроме того, менеджер по управлению персоналом получает обратную связь отно- сител ьно:
• мнения линейных менеджеров и работников о пользе от услуг службы управления персоналом;
• необходимости корректировки целей службы в рамках стратегии организации;
• проблем персонала и их значимости, сгруппированных по приоритету рекомендаций для необходимых изменений.
С информацией, содержащейся в ауди торском отчете, менеджер ио управлению персоналом может получить широкое представление о функции управления персоналом. Вместо решения проблем случайным способом, менеджер теперь может сосредотачивать внимание на областях, имеющих самый большой потенциал для улучшения вклада службы управления персоналом в фирму. Находящиеся на стадии становления тенденции могут быть изучены и предприняты корректирующие действия, в то время пока проблемы все еще незначительны. Пробудив ответственность к проблемам линейных менеджеров, можно заработать дополнительную поддержку среди них.
Даже мораль и мотивация в пределах службы управления персоналом может быть усилена, например, своевременным поздравлением тех, кто хорошо рабо тает. Персонал должен ощутить, что изменения и улучшение управления результат аудиторской работы. Иначе аудит может служить только для того, чтобы всколыхнуть ожидания работников, а фактически сделать управление хуже, чем прежде.
Возможно, ч то наиболее важно, аудит служит ориентиром будущих усилий и как контрольная точка для будущих ревизий. Используя сведения аудиторского заключения, менеджер но управлению персоналом может составить долгосрочный план модернизации работы службы с учетом критических замечаний и постановки новых целей. И эти цели служат как стандарты, которые будущие аудиторские команды используют для оценки деятельности по управлению персоналом фирмы.
В приложении 9 приведены образцы структуры аудиторских заключений для различных направлений аудита персонала.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
• Что представляет собой трудовой потенциал организации?
• Дайте подробное толкование термина «кадровая политика».
• С какими проблемами в области кадровой политики больше сталкиваются организации, с внешними или внутренними? Почему?
• О чем суть управления персоналом?
• В чем особенности диагностики кадровой работы?
• Что такое миссия аудита персонала?
• Для чего проводится аудит персонала? Что является объектом, предметом аудита персонала?
• на каких организационных уровнях проводится аудит персонала?
• Каковы области аудита персонала?
• Назовите основные исследовательские подходы к аудиту.
• Какими инструментами проводится аудит персонала?
• Каково содержание рабочей программы аудитора?
• Почему в процессе аудиторской проверки возникает необходимость в экспертной оценке?
• Какова последовательность операций в аудите персонала?
• В чем суть предварительной диагностики?