Особенности прав.регулирования межд.труда
Общим для всех видов международного труда граждан Республики Беларусь за рубежом является то. что иностранный элемент в каждом из них состоит в трудовой деятельности граждан Республики Беларусь за границей.
Специфика работодателя и особенности правовой регламентации дают основание выделить три основные модели трудовых отношений граждан Республики Беларусь, выезжающих на работ}' за рубеж.
1. Правоотношение проистекает из юридического факта (трудового договора), возникшего в Беларуси на основе нашего законодательства В рамках этого договора белорусские работодатели направляют своих работников в белорусские организации (предприятия, учреждения, организации) за границу;
2. Белорусские граждане непосредственно или через посредников заключают трудовые контракты с иностранными нанимателями о работе за рубежом. В данном случае имеет место экспорт рабочей силы (внешняя трудовая миграция).
3. Работодателем белорусского гражданина выступает международная организация, находящаяся за рубежом.
В 1999 году принято Положение об условиях труда работников Республики Беларусь за границей. Оно распространяется:
• на работников, направленных из Республики Беларусь или принятых за границей членов их семей на работу в дипломатические и торговые представительства, консульские учреждения Республики Беларусь в зарубежных странах, представительства Совета Министров Республики Беларусь в государствах - участниках СНГ;
• на работников, аспирантов, докторантов и студентов, военнослужащих, лиц начальствующего состава органов внутренних дел. направленных за границу на обучение и стажировку;
• на работников, выезжающих из Республики Беларусь в служебные командировки за границу. Вопрос о внешней миграции распадается на 3 части:
1) государственное содействие внешней трудовой миграции и помощь работникам-мигрантам;
2) защита белорусских «гостей-рабочих» за рубежом:
3) особенности правового положения иностранных работников в странах приема белорусских мигрантов
17 июня 1998 года принят Закон «О внешней трудовой миграции». Закон устанавливает порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу; привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяет правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов.
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей и привлечением иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, производится на основании лицензий.
Граждане Республики Беларусь, выезжающие за границу для получения оплачиваемой работы, должны иметь трудовой договор, заключенный с нанимателем, и визу государства трудоустройства.
Трудовые отношения трудящегося-мигранта с нанимателем оформляются трудовым договором в письменной форме
На органы государственной миграционной службы Республики Беларусь возложена обязанность обеспечения граждан Республики Беларусь достоверной информацией в сфере внешней трудовой миграции.
Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) содержит следующие важные положения: запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений:
трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму;
■ в странах, где прием на работу трудящихся-мигрантов сопряжен с ограничениями, последние должны перестать применяться к трудящимся-мигрантам, проживающим в стране трудоустройства более 5 лет:
• трудящийся-мигрант не должен лишаться права на проживание или получение работы или высылаться из государства приема только на основании невыполнения обязательств, вытекающих из трудового договора, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одного из условий получения разрешения на работу:
■ по окончании пребывания в стране работы по найму работник-мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свои личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработной платы и иных выплат;
■ государства работы по найму должны в случае необходимости выдавать работникам-мигрантам разрешения на временное отсутствие в стране приема;
• в случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака государство работы по найму должно положительно разрешить вопрос о предоставлении членам семьи этого мигранта разрешения на жительство;
■ работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.
Экземпляр трудового договора должен передаваться работнику-мигранту до его отъезда или в момент прибытия в страну рабо-ты по найму Он должен извещаться в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих его в стране трудоустройства.
Общегосударственный минимум заработной платы установлен не во всех странах.
Факторами, определяющими размеры этого минимума, являются:
• потребности трудящихся (с учетом потребностей их семей);
• платежеспособность предпринимателей;
■ общий уровень заработной платы различных категорий трудящихся в данной стране (относительная заработная плата);
• требования экономического развития.
В случае ликвидации предприятия или его банкротства трудящиеся являются в отношении заработной платы привилегированными кредиторами.
Гражданин Республики Беларусь, работающий за рубежом в организации системы ООН. является международным должностным лицом. К этой категории относятся служащие аппарата ООН. ее специализированных организаций, которые работают в штаб-квартире Организации и в се региональных органах. На этих служащих распространяются нормы, регулирующие международную гражданскую службу.
Правовое положение этих служащих определяется
• нормами международного права, содержащимися в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в соглашениях этих организаций со странами их местопребывания.
• нормами внутреннего права организации, где проходит служба такого работника;
• нормами национального права страны происхождения служащего.