Создание инфраструктуры применения МСФО;
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике
Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей
использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и
отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные
элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации;
процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта
применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский
язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по
МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.
Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное
значение имеет законодательное признание. В частности,
консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО,
должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.
Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и
Отчетности;
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности
должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы
интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и
повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное
сочетание деятельности органов государственной власти и
профессионального сообщества (профессиональных общественных
объединений и другой заинтересованной общественности).
Распределение функций между органами государственной власти и
профессиональным сообществом должно исходить из следующего.
Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере
предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и
отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства
экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование
бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы
бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и
целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга
заинтересованных пользователей, а также преемственность.
К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета,
отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности
и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие
на территории Российской Федерации;
г) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных
нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и
аудиторской деятельности;
д) государственный контроль соблюдения законодательства в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы
бухгалтерского учета и отчетности;
ж) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными
организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской
деятельности.
К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:
а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов
российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также
разъяснений их;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе
одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и
информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения
бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их
членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества
стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы
бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными неправительственными
организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской
деятельности.
В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-общественного
регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко
признаваемых и проявивших себя в достаточной степени профессиональных
общественных объединений, а также с учетом международного опыта
целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационной формы
участия профессионального сообщества в процессе принятия стандартов (в
частности, наделении соответствующими функциями негосударственного
органа).