Словарь терминов и персоналий (глоссарий)

Фискал (от лат.fiscus-корзина для денег) сборщик налогов в Древнем Риме, первый финансист.

Камеральные науки совокупность знаний, необходимых для успешного управления камеральным (государственным) имуществом. Предмет камеральной науки состоял из двух основных частей: экономии, изучавшей ряд хозяйственных, практически-технических дисциплин (сельское хозяйство, лесоводство, горное дело, торговля и т. п.); учения о государственном управлении, в которое входили: наука полиции и камералистика в собственном смысле слова. Наука полиции изучала меры, направленные на поднятие общего благосостояния, камералистика – все то, что в настоящее время составляет предмет финансовой науки.

Воспроизводство – общественное производство, рассматриваемое как непрерывно повторяющийся процесс в неразрывной взаимосвязи с распределением, обменом и потреблением.

Простое воспроизводство – постоянное возобновление капитала в неизменных масштабах.

Расширенное воспроизводствопостоянное возобновление капитала во все увеличивающихся масштабах.

Система национального счетоводства (система национальных счетов, СНС) – система национального учета, основанная на обобщении и систематизации статистической отчетности и других данных, в результате обработки которых составляется комплекс балансовых таблиц и счетов. Применяется для описания и анализа макроэкономических процессов и их результатов, связанных с производством материальных благ и услуг, формированием и использованием доходов и с международной экономической деятельностью.

Валовый выпуск (ВВ) – стоимость всей продукции, товаров, работ и услуг, реализованных на территории конкретного государства всеми хозяйствующими субъектами экономики за определенный период (обычно за год).Промежуточное потребление (ПП) – стоимость продуктов и услуг, потребленных в течение данного периода для производства других товаров и услуг, т.е. все затраты без учета амортизации и фонда оплаты труда.

Валовый внутренний продукт (ВВП) – основной обобщающий макроэкономический показатель, сумма произведенных и приобретенных в стране конечных благ в рыночных ценах за определенный период, обычно за год.

Финансы– совокупность объективных, в основном регламентированных государством экономических (денежных) отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в целях удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства и государства.

Цена – экономический инструмент, с помощью которого стоимость продукта и его полезность получают денежное выражение и становятся объектом распределения. Цена – есть денежное выражение стоимости товара.

Зарплата – выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, и поступает в их личное потребление. Вознаграждение за труд, не может быть ниже уровня установленной законом минимальной заработной платы.

Кредит(от лат. creditum – ссуда) – система экономических (денежных) отношений между кредитором и заемщиком, связанных с формированием и использованием ссудного фонда на условиях (принципах) срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

Финансово-кредитная система (ФКС) – это совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются различные денежные фонды

Финансы субъектов хозяйствования – исходная сфера ФКС; совокупность объективных, в основном регламентированных государством экономических (денежных) отношений, связанных с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов в целях удовлетворения потребностей организаций.

Общегосударственные финансы – центральная сфера ФКС; совокупность объективных, в основном регламентированных государством экономических (денежных) отношений, связанных с формированием и использованием общегосударственных, централизованных денежных фондов в целях удовлетворения потребностей государства.

Кредитно-банковская система может быть охарактеризована с двух сторон. Во-первых, это сложившаяся в стране совокупность кредитных отношений, осуществляемых в определенных формах и с использованием различных методов. Во-вторых, совокупность финансово-кредитных учреждений, которые взаимосвязаны и составляют правовую основу для осуществления их деятельности.

Страховой рынок – система экономических (денежных) отношений, связанных с формированием и использованием специальных (страховых) денежных фондов для возмещения потерь и ущерба, вызванных непредвиденными, неблагоприятными событиями (страховыми случаями). На страховом рынке формируется предложение и спрос на специфический товар – страховую услугу.

Финансовый рынок – система контролируемых государством экономических (денежных) отношений, связанных с торговлей деньгами, валютой, ценными бумагами, инвестициями; а также с формированием и использованием соответствующих денежных фондов.

Финансы домашних хозяйств – совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов домохозяйств как субъектов экономической деятельности.

Ресурсы(от фр. ressources) – средства, ценности, запасы, возможности, а также источники средств и доходов. Особое место среди них занимают экономические ресурсы, в совокупности представляющие собой экономический потенциал общества. Они подразделяются на материальные, природные, трудовые, информационные, денежно-кредитные и финансовые.

Финансовые ресурсы (ФР) – это совокупность денежных фондов, находящихся в распоряжении государства (централизованные ФР), хозяйствующих субъектов и населения (децентрализованные ФР).

Налог – обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с юридических, физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с юридических, физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Неналоговые доходы – доходы от использования государственного и муниципального имущества; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в виде штрафов, конфискаций, компенсаций.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления – финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенции из Федерального и региональных фондов компенсаций, из местных бюджетов бюджетам других уровней; безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических, юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств и др.

Прибыль – это экономическая категория, представляющая собой превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.

Амортизационные отчисления (амортизация) – процесс постепенного переноса стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг). Это способ возмещения их первоначальной или восстановительной стоимости по отчетным периодам в течение всего срока полезного использования. Отчисления включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в доле износа разными способами по нормам амортизации.

Амортизационный фонд – это денежный фонд, предназначенный для воспроизводства основного капитала. Формируется посредством аккумуляции амортизационных отчислений. Используется в качестве первоочередного источника финансирования капитальных вложений. Временно свободные средства амортизационного фонда могут использоваться в инвестиционных, кредитных, страховых и других финансовых операциях и проектах.

Ссудный фонд – совокупность временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, бюджетов, внебюджетных фондов и банков, передаваемых во временное пользование на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого и дифференцированного характера.

Кредиторская задолженностьзадолженность перед другими организациями, работниками и иными лицами, находящаяся в распоряжении данного предприятия. Она складывается из задолженности перед поставщиками и подрядчиками, бюджетной системой, дочерними и зависимыми обществами, а также по заработной плате, дивидендам и др. Указанные средства не принадлежат предприятию, однако они постоянно находятся в его распоряжении до момента погашения задолженности.

К средствам домашних хозяйств относятся: оплата труда членам домохозяйств, доходы от собственности, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы. В составе ФР домохозяйств в качестве источника общегосударственных ресурсов, можно выделить: налоги и сборы (в форме НДФЛ, земельного налога и налога на имущество граждан), часть средств от реализации облигаций государственных займов и билетов денежно-вещевых лотерей, а также индивидуальные взносы на строительство жилья. Потенциальными ФР являются сбережения населения – часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем (отложенный спрос).

Резерв (от фр. – запас, лат. – сберегать) – запас чего-либо на случай надобности, источник средств.

Финансовые резервы – это источники средств, способных обеспечивать непрерывный кругооборот фондов в расширенном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или наступлении непредвиденных событий.

Золотовалютные резервы России – принадлежащие государству запасы золота (в слитках и монетах) и иностранной валюте. Находятся на хранении в ЦБ и финансовых органах страны, а также в международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Управление – это руководство, направление чьей-либо деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения поставленных целей.

Управление финансами– это целенаправленное воздействие управляющего субъекта (государства, предприятия) на управляемый объект (юр., физ. лица) и предмет (денежные отношения по формированию и использованию различных денежных фондов).

Общее управление финансами в РФ в соответствии с Конституцией возложено на Президента, высшие законодательные и исполнительные органы власти. Такое управление имеет место при составлении, рассмотрении и утверждении федерального бюджета; при утверждении отчета об его исполнении; при рассмотрении и утверждении кодексов и законов по бюджетным вопросам, по налогам, сборам и другим обязательным платежам; при утверждении предельных размеров государственного внутреннего и внешнего долга и др.

Оперативное управление финансами осуществляет система специальных органов: Министерство финансов РФ с подведомственными ему федеральными службами (налоговой, финансово-бюджетного надзора, казначейства); федеральная таможенная служба, федеральная служба по финансовым рынкам и по финансовому мониторингу, руководство которыми осуществляет Правительство РФ; Центральный банк РФ; финансовые подразделения федеральных министерств, служб и агентств. В субъектах федерации и в местных администрациях оперативное управление финансами возложено на финансовые органы (министерства, департаменты, отделы). В организациях оперативное управление финансами осуществляют соответствующие финансовые отделы и службы, а при их отсутствии – отдельные работники.

Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования и использования различных денежных фондов. В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности субъектов общественных отношений.

Финансовый механизм – это составная часть хозяйственного механизма; совокупность инструментов (форм, методов, финансовых рычагов и стимулов), посредством которых осуществляется формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Прогноз –этонаучно обоснованная гипотеза (суждение) о вероятном будущем состоянии объектов; показатели, характеризующие это состояние; пути и сроки осуществления намеченного.

Финансовое прогнозирование – научно обоснованные расчеты, предположения о развитии финансов, объемах финансовых ресурсов и направлениях их использования.

План – постановка точно определенной цели, предвидение конкретных детальных событий исследуемого объекта. В плане фиксируются пути и средства решения поставленных задач и всесторонне обосновываются принимаемые плановые решения.

Финансовое планирование – это процесс разработки, оценки и выбора комплекса финансовых показателей, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов, с целью обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных в планах и прогнозах социально-экономического развития и бизнес планах.

Оно осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования, а также разработкой системы мер по их выполнению.

Регулирование (в пер. с лат. – приводить в порядок) – функция управления, обеспечивающая функционирование процессов в рамках заданных параметров.

Финансовое регулирование – совокупность мероприятий государства, закрепленная в нормативно-правовых актах и правилах, регламентирующих экономические (денежные) отношения, связанные с формированием и использованием различных денежных фондов. Это один из способов осуществления финансовой политики государства, средство его воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, социально-экономические процессы и общественное воспроизводство.

Финансовое стимулирование – это комплекс мероприятий поощрения, использования материальных и моральных стимулов (побудителей), обеспечиваемых государством и другими экономическими субъектами в целях достижения национальных приоритетов и экономической выгоды. Формы финансового стимулирования различны – от налоговых льгот до прямого субсидирования (льготы по налогообложению, освобождение от налогов, передача средств, установление повышенных норм амортизации, создание благоприятных условий развития производства и т.д.).

Финансовые рычаги и стимулы – это инструменты регулирования экономики, такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы всех экономических субъектов.

Бюджетные стимулы – платежи в бюджет через налоговую систему, с одной стороны и система бюджетного финансирования, с другой стороны. Субъектом стимулирования здесь является государство.

Специальные финансовые льготы – расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов в производство. К ним относятся, например, проведение ускоренной амортизации основных фондов, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий и т.п.

Специальные финансовые санкции – усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

Эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов на техническое перевооружение предприятий; на покрытие затрат по воспроизводству рабочей силы, профессиональной подготовке кадров, повышению их квалификации и переориентации работающих на новые виды производства; на последовательную реализацию программ, направленных на обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных сфер экономики

Поощрительные фонды – могут образовываться в организациях, призваны стимулировать повышение интенсивности труда работающих, заинтересовывать трудовые коллективы в улучшении конечных результатов деятельности.

Контроль – функция управления, заключающаяся в системе наблюдений за управляемыми объектами и процессами, в проверке качества, установлении отклонений, сборе необходимой информации для оценки ситуации.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, действий и операций по проверке законности, целесообразности и результативности формирования и использования различных денежных фондов. Он включает контроль за ведением финансовой документации; контроль за соблюдением нормативно-правовых актов при осуществлении финансовых операций; предотвращение ошибок, искажений и др.

Политика (от гр.politike) – искусство управления, деятельность органов государственной власти и государственного управления.

Финансовая политика – это деятельность государства и его органов по использованию финансов в соответствии с задачами развития общества.

Бюджетная политика – это совокупность принимаемых решений и мер, осуществляемых органами законодательной и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений. Бюджетная политика, ее цели, задачи и приоритетные направления на очередной финансовый год определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ

Налоговая (фискальная) политика – совокупность финансовых мероприятий государства в области налогов и расходов. Бывает автоматической и дискреционной. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год обсуждаются Государственной Думой при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Таможенная политика – целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры, условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Валютная политика – совокупность экономических, правовых и организационных мероприятий, осуществляемых в области валютных отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны. Направления и формы валютной политики определяются экономическим положением страны и тенденциями развития мирового хозяйства. Валютная политика оформляется валютным законодательством, а также двусторонними и многосторонними межгосударственными валютными соглашениями.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Инвестиционная политика – комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Политика экономического роста – характеризуется количественным расширением масштабов и развитием экономической системы, темпами прироста ВВП в расчете на душу населения.

Политика стабилизации – это предотвращение экономического спада, поддержание экономических показателей на определенном уровне, оздоровление хозяйства.

Политика ограничения деловой активности – связана с установлением каких-либо границ, пределов, за которые не должна выходить экономическая деятельность.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, в процессе которого прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

[1] Требования к оформлению контрольных, курсовых и дипломных работ можно взять на кафедре (426л) или на кафедральном портале http://fkbu.khstu.ru/pages/mk

[2] Требования к оформлению контрольных, курсовых и дипломных работ можно взять на кафедре (426л) или на кафедральном портале http://fkbu.khstu.ru/pages/mk

Наши рекомендации