Глоссарий по педагогике (словарь терминов и персоналий)

ДР-)-

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимым иллюст­ративным материалом в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий. Учебник должен выполнять следующие дидактические функции: мотиваци-онную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, кото­рые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и по­зитивное отношение к работе; информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения ин­формации; контрольно-корректирующую, которая предполагает возмож­ность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необхо­димых умений и навыков.



ГЛОССАРИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ (СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ)

Адаптация - процесс и результат становления индивида социальным существом.

Акмеология - наука о закономерностях саморазвития взрослых, их са­мообразовании, совершенствовании профессионализма.

Акселерация - ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте под влиянием социально-экономических преобразований.

Безнадзорность детей - общественное явление, заключающееся в от­сутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем по-станвоки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового мате­риала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беспризорность - общественное явление, заключающееся в недоста­точном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершен­нолетних.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Дидактика - теория обучения, теоретическая и одновременно норма­тивно-прикладная отрасль педагогической науки. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует метод и органи­зационные формы обучений; изучает воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Дидактическая игра - коллективная, целенаправленная учебная дея­тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены реше­нием главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактические принципы - основные положения, определяющие со­держание, организационные формы и методы учебного процесса в соответст­вии с его общими целями и закономерностями.

Дифференцированное обучение - обучение, предусматривающее инди­видуальный подход к отдельным ученикам, группам учащихся в зависимости от степени их подготовленности к учебе и уровня развития познавательных способностей в целях овладения программным материалом.

Домашняя самостоятельная работа - составная часть процесса обу­чения, способствующая формированию у обучающихся потребности к посто­янному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной дея­тельности.

Закономерности воспитания (обучения) - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания (обу­чения).

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое ди­ректором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Коллектив — организованная группа людей, объединенных общими це­лями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориен-тациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственно­стью.

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Методология педагогической науки - учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действи­тельности.

Методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитатель­ной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совер­шенствования.

Методы обучения - способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных ди­дактических задач.

Методы педагогического исследования - способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зави­симостей и построения научных теорий.

Модульное обучение - один из видов организации процесса обучения, при котором учащийся работает с учебной программой, включающей в себя следующие модули: целевой, информационный, операционный и проверки знаний. Каждый из модулей обладает законченностью, относительной само­стоятельностью. Модульное обучение чаще применяется в высшей школе, реже - в средней.

Мониторинг в образовании - специально организованное постоянное наблюдение, контроль за состоянием каких-либо процессов в образовании с целью оценки.

Мотивы учения — система устойчивых побуждений, направленных на освоение, получение новых знаний и умений, определяющих позитивное от­ношение к учебе, а также ее предметную направленность и успешность.

Наблюдение - целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование (как результат обучения) - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучае­мый.

Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управ­ляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на ус­воение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление на­выков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Обучаемость - способность учащегося к усвоению определенного объ­ема информации и ее использованию в практической деятельности.

Обученность - реальный результат, показывающий количество и каче­ство усвоенной информации и сформированных умений.

Оценка - термин, употребляемый в педагогике для характеристики ре­зультатов учебной деятельности по заданному критерию установления тре­бований; мнение об объеме и качестве знаний, умений и навыков у того или иного ученика или класса в целом.

Принцип обучения - основополагающее требование к учебному процес­су. Принцип обучения - это знание сущности, содержания, структуры учеб­ного процесса, его законов и закономерностей, выраженное в виде норм дея­тельности, рекомендаций для практики.

Принципы воспитания (обучения) - основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерно­стями.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в орга­низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловлен­ный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факто­ров.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность челове­ка, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование по­ложительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообразование - активная целенаправленная познавательная деятель­ность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Содержание воспитания - совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры обще­ства, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индиви­дуальный внутренний мир личности.

Содержание образования - система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

Социализация (личности) - усвоение человеком ценностей, норм, уста­новок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, со­циальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и со­циального опыта.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в специальных организаци­ях и в организациях, для которых воспитание не является основной функци­ей.

Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессио­нальной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процес­се социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе.

Стандарт образования - это обязательный минимум содержания каж­дой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уров­нем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.

Педагогика — наука о воспитании, образовании и обучении людей.

Педагогическая деятельность - разновидность профессиональной дея­тельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодейст­вие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставлен­ной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и ка­честв воспитанников.

Педагогическое мастерство - совершенное владение педагогической технологией.

Педагогическая техника - комплекс знаний, умений, навыков, необхо­димых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике изби­раемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитан­ников, так и на детский коллектив в целом.

Педагогическая технология - научное проектирование и точное вос­произведение гарантирующих успех педагогических действий.

Технология обучения - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерно­стей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Умение — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практи­ческие и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Управление - целенаправленное и планомерное взаимодействие управ­ляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланиро­ванного результата (цели).

Учебная программа - нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждо­му отдельно взятому учебному предмету.

Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.

Учебный план - нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный план базисный - основной государственный нормативный до­кумент, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Госу­дарственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образо­вания РФ.

Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Форма обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспи­тания и собственной активности личности.

Экзистенциализм - направление в философии, рассматривающее чело­века как духовное начало.

Экскурсия (учебная) - форма организации обучения в условиях произ­водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изу­чения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогиче­ской действительности в точно учитываемых условиях.

Эмпатия - способность понимать, чувствовать состояние другого, вы­ражать это понимание.


Наши рекомендации