Мировой финансовый рынок и его структура
Изучаемые вопросы
Мировой финансовый рынок: валютный спот-рынок, рынок деривативов, рынок долговых и долевых ценных бумаг, рынок страховых услуг, кредитный рынок. Золотовалютные резервы: частные и официальные. Участники мирового финансового рынка (МФР).
Теоретические положения
Мировой финансовый рынок может быть рассмотрен с точки зрения его функций и сроков обращения финансовых активов. Функционально он делится на валютный рынок, рынок деривативов, страховых услуг, акций и кредитный; в свою очередь, на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке страховых услуг – перестрахование, на кредитном рынке – сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов и др.
По срокам обращения финансовых активов выделяются следующие сегменты МФР: валютный (краткосрочный) рынок и рынок капитала (долгосрочный). Существуют также финансовые активы, нацеленные на пребывание на денежном рынке только с целью получения максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций. Подобные активы часто называются «горячими деньгами».
Границы между различными сегментами МФР размыты, и вполне возможно перемещение части мировых финансовых ресурсов с одного сегмента на другой. В силу этого устанавливается взаимозависимость между валютными курсами, банковским процентом и курсом ценных бумаг в разных странах мира. Это приводит к глобализации финансовых ресурсов мира, к тому, что финансовые катастрофы в отдельных регионах, как это было летом 1997 г. в Юго-Восточной Азии, провоцируют финансовые потрясения мирового финансового хозяйства.
Многообразие типов, форм и видов участников МФР требует развернутой их классификации, так как для каждого из его сегментов характерны одни и те же участники. Выделяют следующие признаки классификации:
- характер участия субъектов в операциях;
- цели и мотивы такого участия;
- типы элементов и их характеристики; страны происхождения субъектов;
- типы инвесторов и должников.
С точки зрения характера участия в операциях участники рынка делятся на прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных). К прямым участникам относятся те, кто заключает сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, т. е. косвенных участников, не заключающих самостоятельных сделок.
По мотивам и целям участия на рынке различают хеджеров, спекулянтов, трейдеров и арбитражеров.
Хеджеры проводят так называемые операции хеджирования, предназначенные для защиты валютной выручки от валютно-курсового риска. Для этих целей они используют инструменты рынка деривативов для страхования риска трансферта, присущего финансовым инструментам, для страхования своих активов или конкретных сделок на краткосрочном рынке (т. е. рынке «спот», где сделки завершаются в течение двух банковских дней).
Спекулянты заключают сделки исключительно с целью заработать на благоприятном движении курсов, и поэтому у них нет намерения страховать свои операции.
Деятельность трейдеров связана с использованием колебаний курса по одному или нескольким контрактам и, по сути, противоположна действиям хеджеров.
Арбитражеры осуществляют финансовые операции на одном рынке с одновременным проведением противоположной операции на другом в целях извлечения прибыли на разнице курсов на разных рынках и в разные периоды. Арбитражеры рискуют меньше спекулянтов.
По типам эмитентов и их характеристикам предлагается следующая градация участников МФР: (а) международные и межнациональные агентства; (б) национальные правительства и суверенные заемщики; (в) провинциальные и региональные правительства (местная администрация); (г) муниципальные правительства (муниципалитеты); (д) квазиправительственные эмитенты; (е) корпорации, банки и другие организации.
К числу международных агентств относятся Мировой банк, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и др. Среди элементов субнационального уровня выделяются правительства германских земель, провинций Канады, штатов Австралии, городов Нью-Йорка, Москвы и Санкт-Петербурга и др.
В зависимости от стран происхождения участники МФР подразделяются на развитые, развивающиеся страны, международные институты (не имеющие конкретной национальной принадлежности) и оффшорные центры (зоны).
К последним относятся территории, где действуют налоговые, валютные и другие льготы для тех нерезидентов, которые базируют свои счета и фирмы на этих территориях, но осуществляют финансовые операции исключительно с другими странами. Это преимущественно островные государства; некоторые из них уже превратились в региональные и мировые финансовые центры (Кипр, Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские острова и др.); страны, расположенные рядом с мировыми финансовыми центрами (Лихтенштейн, Ирландия, Нормандские острова), или некоторые территории стран-участников МФР (например, отдельные штаты США и кантоны Швейцарии). По оценкам, в оффшорных центрах размещено финансовых ресурсов на сумму около 5 трлн. долл. США, в том числе предположительно 100 млрд. долл. российского происхождения.
16.4. Мировая финансовая система и её эволюция
Изучаемые вопросы
Звенья мировой финансовой системы. Управление финансовой системой. Бюджетная система. Публичные и частные финансы
Теоретические положения
Мировые финансы – совокупность финансов национальных государств и международных финансов в их единстве, взаимосвязях и взаимозависимости.
Мировая финансовая система включает национальные финансовые системы и объединяющую их международную финансовую систему, в которой часть национальных финансовых потоков переливаются в международные валютно-финансовые потоки и обратно, участвуя в формировании финансовых и валютных ресурсов каждого сотрудничающего государства, их национальных экономических субъектов (участников соглашений) и международных структур, способствующих развитию мирового хозяйства в целом и национальных социально-экономических систем.
В условиях интеграционных процессов происходит постепенная унификация в организационном устройстве экономик, финансов, банковских систем. В то же время каждая страна сохраняет свою специфическую особенность, а также отстаивает свои национальные интересы.
В процессе построения рыночных отношений в России ее финансовая система все больше приобретает черты финансовых систем развитых стран.
Финансовая система в развитых странах включает следующие звенья. Централизованные финансы – это государственные бюджеты, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды; децентрализованные финансы – финансы государственных и частных корпораций (предприятий) и финансов домохозяйств. Это группировка по степени централизации.
Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы – это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий; финансы частного сектора экономики – финансы частных корпораций и финансы домохозяйств.
Государственные и муниципальные финансы призваны обеспечивать финансовыми ресурсами и способствовать решению общегосударственных (муниципальных) задач, поэтому они занимают центральное место в финансовой системе.
С точки зрения управления финансовая система представляет собой систему финансовых органов. Управление государственными финансами осуществляют специальные органы, которые делятся на органы общего управления финансами (законодательные) и органы оперативного управления финансами (исполнительные). В экономически развитых странах управление государственными финансами осуществляется законодательными органами путем разработки и применения финансового законодательства, которое регулирует бюджетный процесс, налоговый механизм, управление государственным долгом. К высшим органам власти относятся парламенты в Великобритании и Франции, Конгресс США, Бундестаг в ФРГ.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат, структура которого определяется государственным устройством. В США такими органами являются Министерство финансов (Казначейство) и Административно-бюджетное управление при Президенте США; в Великобритании – Казначейство, Управление таможенных пошлин и акцизов, Управление внутренних доходов, Банк Англии, который управляет государственным долгом; в ФРГ – Федеральное министерство финансов, которому подчиняются федеральное ведомство по финансам и Федеральное управление государственным долгом; во Франции – Министерство экономики, финансов и бюджета; в Италии – Казначейство, Министерство финансов, Министерство бюджета и планирования, Министерство внутренних дел. Их функциями являются: разработка финансовой, налоговой, бюджетной, валютной и кредитной политики; составление и исполнение государственного бюджета; финансовый контроль за соблюдением финансового, налогового и бюджетного законодательства, распределение финансовых ресурсов по звеньям бюджетной системы, управление госдолгом, кассовое обслуживание бюджета, управление местными финансами и др.