Содержательная часть работы
Вопросы, освещаемые в содержательной части работы, выстраиваются в такой логической последовательности, которая позволяет раскрыть суть проблемы, ее значение в современных условиях, а также основные направления, пути и методы решения. При этом содержательная часть работы должна показать умение автора работать с научной литературой, обобщать материал, критически его осмысливать, вести дискуссию и формулировать свою позицию по проблемным вопросам.
Содержательная часть должна показать также умение автора владеть методами доказательности и приемами аргументации. Представляется, что для экономиста лучшим средством для этого является цифровой материал. Для курсовой работы совсем не обязательно использовать практический материал конкретного хозяйствующего субъекта. Это требование предъявляется к выпускной квалификационной (дипломной) работе. В курсовой работе может быть использован цифровой материал из статистических сборников или собранный и систематизированный на основе публикаций в периодике. Однако цифровой материал, представленный в табличной, графической или иной форме, должен быть проанализирован. Распространенной ошибкой курсовых работ является подача цифрового материала без анализа и комментариев. Важно не просто привести цифровой материал, а использовать его для доказательности каких-либо положений работы или выводов автора, увидеть за цифрами суть явления и попытаться установить причинно-следственные связи в рассматриваемой проблеме. Наличие комментария к приведенному цифровому материалу является обязательным требованием.
Чаще всего цифровой материал представляется в работе в виде таблиц. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения материала. Поэтому таблицы должны быть просты для восприятия, компактны, не перегружены информацией. В таблицах должны быть отражены единицы измерения цифрового материала (руб., тыс. руб., % и т.п.), а также период времени, которому они соответствуют. В приложении к работе могут размещаться дополнительные практические, статистические или графические материалы, на которые должны быть соответствующие ссылки в тексте. Эти материалы должны конкретизировать или выступать в качестве дополнительного аргумента положения содержательной части работы. Это позволяет, не завышая установленный объем работы, анализировать большее количество материала, усиливая аргументацию тех или иных положений текста. Достаточно часто в курсовой работе значительный ее объем занимают формулы и расчеты анализируемых показателей. Лучше расчеты анализируемых показателей и их формулы перенести в приложения. В тексте же следует проанализировать результаты полученных расчетов, динамику показателей и причины их изменения. В этом случае работа в большей степени будет отвечать требованиям исследования.
Наличие собственных взглядов на решение анализируемых проблем характеризует работу с положительной стороны, вместе с тем, это требование является обязательным при выполнении научных работ более высокого уровня. В студенческих работах чаще встречаются предложения, которые уже высказывались в экономической литературе. Вместе с тем, и в этой ситуации следует проявить исследовательский подход. В частности, задача студентов заключается в систематизации различных подходов к решению проблемы, их обобщении, выделении тех, которые, по мнению автора, наиболее актуальны, поиске дополнительных аргументов в пользу высказываемых предложений. При этом следует соблюдать корректность в отношении их авторства. Иначе говоря, необходимо выразить солидарность с автором определений, теоретических положений, методических подходов, приводимых в тексте, и дать ссылку на источник этой информации. Проверьте, чтобы источник информации в ссылке нашел свое отражение в списке использованной литературы.
Иногда студент формулирует собственную позицию по проблемному вопросу, беря на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит авторство определения, предложения или методических разработок. Такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций с научным руководителем. В любом случае выводы автора должны быть хорошо продуманы и аргументированы.
Заключение.
Заключение — это выводы и предложения, к которым приходит автор в результате проведенного исследования. Поэтому заключение пишется после того, как написана вся работа. Оно не является продолжением основного исследования, а служит кратким, но логичным изложением всего самого ценного в работе: взгляды автора на важность рассматриваемой проблемы, новые определения, идеи, пути решения анализируемых проблем, предложения.
Распространенной ошибкой является заключение, написанное в форме отчета о проделанной работе, когда автор перечисляет то, что было сделано в процессе исследования. Например, "в работе была раскрыта сущность…, проведен анализ…" и т.д. То, что было сделано в ходе написания работы, отражает ее содержание. В заключении должны найти отражение результаты реализации задач, заявленных во введении, а также выводы и предложения по всей работе, с первого по последний раздел (подраздел или пункт). Выводы могут касаться теоретических, методических и практических вопросов. Например, если в работе рассмотрена дискуссия по поводу сущности изучаемой категории, показаны различные точки зрения, их трансформация во времени и позиция автора, то в заключении целесообразно показать значение выяснения сущности изучаемой категории, выводы, касающиеся существа дискуссии, и обязательно привести определение, которое, по мнению автора, является наиболее удачным.
Заключение не должно содержать выводов по вопросам, не рассматриваемым в работе.
Объем заключения должен быть меньше введения. Соответственно – 1,5-2 страницы.