Классификация международного кредита
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
Ярославский градостроительный колледж
Пособие по самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе студентов
По дисциплине
«Финансы, денежное обращение и кредит»
по специальностям
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Земельно-имущественные отношения
по программе базовой подготовки
Идентификационный номер | ¾ | ДСМК-2.5 ЭК ОП. 03 |
Номер экземпляра: | |||
Место хранения: | |||
Ярославль 2015 год
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры ФЭД и БУ
Протокол № __ от _________
Руководитель кафедры:
___________ Л.Н.Сафронова
Составитель:
преподаватель первой квалификационной категории Гусева В.Н.
Аннотация
Пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» предназначен для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и 21.02.05 Земельно-имущественные отношения по программе базовой подготовки.
В пособии представлены практические задания, которые требуют от студентов способности размышлять, грамотно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение. По отдельным темам студентам необходимо решать задачи, используя знания, полученные на теоретических занятиях. При изучении отдельных тем (например, «Денежные фонды предприятий») обучающиеся должны выполнять задания, требующие от них знаний, полученных при изучении дисциплины «Экономика организации», «Экономическая теория». В конце каждой темы студентам предлагается самостоятельно расшифровать основные понятия по изучаемой теме. Также, в качестве самостоятельной подготовки, студентам предлагаются задания для самостоятельной работы.
Данное пособие не является кратким курсом лекций и не заменяет лекционный материал. Оно может использоваться лишь в качестве дополнения для самостоятельной работы студентов (как индивидуальной и коллективной).
Содержание
Тема «Деньги» стр. 4
Тема «Денежное обращение» стр. 7
Тема «Инфляция» стр. 11
Тема «Финансы» стр. 14
Тема «Управление финансами в Российской Федерации» стр. 16
Тема «Финансы предприятия» стр. 19
Тема «Бюджет» стр. 22
Тема «Кредитная система РФ» стр. 25
Тема «Финансово-математические основы кредитования» стр. 27
Тема «Ценные бумаги» стр. 31
Тема «Фондовая биржа» стр. 37
Тема «Валютная система» стр. 39
Тема «Международный кредит» стр. 42
Литература стр. 43
Тема «Деньги»
Казалось бы, каждый человек с детских лет знает, что такое деньги, зачем они нужны и какую роль играют в экономике и жизни. Между тем исчерпывающе ответить на этот вопрос затрудняются ответить даже видные ученые-экономисты.
Деньги – это всеобщий товарный эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и служит посредником в их обмене. Деньги прошли долгий путь развития.
Первоначально, когда шло зарождение рынка, людям необходимо было найти общепризнанный эквивалент, с помощью которого можно было измерять стоимость всех без исключения товаров. Таким эквивалентом стали деньги.
ЗАДАНИЕ 1
Сформулируйте определение денег, которое, по Вашему мнению, наиболее точно отражает их сущность. Объясните ответ.
____________________________________________________
Деньги также можно охарактеризовать по тем функциям, которые они выполняют:
Средство обращения. Экономические системы, основанные на денежном обращении, отличаются от экономических систем, где обмен производится с помощью бартера. В условиях экономики бартера вы должны найти человека, который имеет то, что хотите вы, и хочет то, что у вас есть. В денежной же экономике люди могут продать то, что у них есть, любому и использовать вырученные деньги для покупки необходимого. Деньги поэтому являются средством, которое делает обмен более простым.
Мера стоимости. Деньги дают нам возможность выразить стоимость чего-либо в терминах, которые понятны каждому. Можно сказать, что дюжина яиц стоит 26 руб. Это намного проще, чем подсчитать, сколько молока, мяса или одежды потребуется за дюжину яиц.
Средство накопления. Деньги позволяют использовать стоимость того, что продано сегодня, для оплаты какой-либо покупки в будущем. Например, продавец яиц может отложить деньги от дневной продажи для оплаты обучения в колледже в следующем году. Немало трудностей вызовет сбережение яиц для этой цели.
Средства платежа. С помощью денег осуществляется продажа в кредит, в долг.
Мировые деньги. Деньги выполняют роль средства осуществления международных деловых операций.
Средство власти. Деньги позволяют влиять на решения и поведение других людей.
ЗАДАНИЕ 2
Определите, какие функции денег используются в следующих случаях:
1) предприятие оплачивает поставленную продукцию- ______________________________
2) фирма выдает работникам заработную плату - ___________________________________
3) предприятие подсчитывает эффективность новой техники - ________________________
4) предприятие погашает ссуду - _________________________________________________
5) фирма покупает машины - ____________________________________________________
В экономике различают два вида денег.
1. Действительные – это деньги номинальная стоимость которых соответствует стоимости металла из которого они сделаны. Они делятся на:
- золотые;
- серебряные;
- медные.
2. Знаки стоимости (заместители действительных денег) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной. Они делятся на:
- бумажные деньги (казначейские билеты) – средства платежа и средства обращения. Они изготавливаются из специальной бумаги и выпускаются государством для покрытия своих расходов.
- билонные монеты.
- кредитные. Они возникли в связи с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля – продажа товаров стала осуществляться с рассрочкой платежа (в кредит). К кредитным деньгам относятся: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
ЗАДАНИЕ 3
Подумайте, почему золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго.
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4
Предположим, что все наличные деньги исчезнут из обращения. Как Вы полагаете, перестанут ли они после этого выполнять функцию средств обращения?
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5
Сделайте вывод, за какими деньгами будущее? Почему?
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 6
Как Вы считаете, если уровень цен на товары и услуги сократится на 50%, то ценность денег удвоится?
_______________________________________
ЗАДАНИЕ 7
Предположим, что имеется пять потенциальных партнеров для обмена и 20 товаров, которыми эти партнеры желали бы обменяться. Сколько операций обмена должно быть произведено в условиях бартера? Если бартерные сделки будут заменены на товарно-денежные, какова будет достигнутая при этом экономия издержек обращения?
_________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 8
В 70-х годах в СССР в условиях острого дефицита товаров, в том числе телевизоров, можно было сдать старый телевизор (или несколько) в счет частичной оплаты нового телевизора. Выполнял ли старый телевизор в данном случае роль денег в функции средства обращения или платежа? Можно ли назвать данный порядок обмена старого телевизоров на новый бартерной сделкой?
____________________________________________________
Сформулируем краткие выводы по теме
Здесь и в дальнейшем Вам будут предлагаться положения, которые Вы должны самостоятельно дополнить и расшифровать. Таким образом, Вы сможете проверить, насколько хорошо запомнили материал, и при необходимости повторить его.
1. Деньги – это ________________________________________________________________
__________________________
2. Деньги обладают следующими качествами ______________________________________
__________________________
3. Деньги выполняют следующие функции ________________________________________
__________________________
4. Деньги делятся на:
____________________________________________________
5. Масштаб цен – это __________________________________________________________
__________________________
6. Выделяют следующие типы денежных систем ___________________________________
_______________________________________
7. Денежная эмиссия – это ______________________________________________________
_____________
Задания для самостоятельной работы
1. Предположим, что имеется пять потенциальных партнеров для обмена и 20 товаров, которыми эти партнеры желали бы обменяться. Сколько операций обмена должно быть произведено в условиях бартера? Если бартерные сделки будут заменены на товарно-денежные, какова будет достигнутая при этом экономия издержек обращения?
2. В вашем портмоне уже целый месяц лежат 500 ден. ед. Подсчитайте издержки такого хранения денег на момент решения данной задачи. Какие макроэкономические показатели необходимо использовать, чтобы ответить на этот вопрос?
3. Индекс цен увеличился со 101,9 до 111%. Как изменилась покупательная способность денег?
4. Какие функции выполняют деньги в перечисленных ниже экономических операциях:
а) возврат взятой ранее ссуды;
б) оплата товара в магазине;
в) оплата коммунальных платежей;
г) выплата процентов по ссуде;
д) внесение денег на сберегательный вклад;
е) покупка долларов;
ж) деньги положены в сейф?
5. Составьте ряд из перечисленных активов в порядке убывания их ликвидности: золото, акция, казначейский вексель, банковский вексель, облигация, банкнота, ценные бумаги правительства, здания, сооружения, банковское оборудование, офисная мебель.
6. Объясните, каким образом с введением денег в качестве средства обращения преодолеваются трудности бартерного обмена.
7. Почему золото и серебро «вытеснили» товарные деньги в виде соли, слоновой кости, мехов и т.п.?
8. В каких основных сферах золото как товар с уникальными природными свойствами и со специфическими особенностями бывших денег находит применение сегодня?
9. Проанализируйте ситуацию, когда деньги используются:
а) как мера стоимости, но не как средство обращения;
б) как средство обращения, но не как мера стоимости;
в) как средство обращения, но не как средство накопления.
10. Предположим, что уровень инфляции в стране составил 20% годовых. В последующий год он возрос до 30%. Как это скажется на выполнении деньгами их функций?
11. Предположим, что люди начинают покупать более дорогие, но более качественные товары. Как это скажется на покупательной способности денег?
12. Возможно ли говорить о повышении цен в условиях натурального хозяйства? Обоснуйте вашу позицию.
13. В 70-х годах в СССР в условиях острого дефицита товаров, в том числе телевизоров, можно было сдать старый телевизор (или несколько) в счет частичной оплаты нового телевизора. Выполнял ли старый телевизор в данном случае роль денег в функции средства обращения или платежа? Можно ли назвать данный порядок обмена старых телевизоров на новый бартерной сделкой?
Тема «Денежное обращение»
Деньги находятся в постоянном движении. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток.
Денежное обращение – движение денег в стране. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.
Денежное обращение подчиняется определенному закону, который определяет количество денег (денежную массу), необходимое в каждый момент для обеспечения товарного обращения в стране.
Закон денежного обращения гласит:масса денег прямо пропорционально сумме цен проданных товаров и услуг и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. При этом учитывается система взаимозачетов и взаимоплатежей, наличие кредитов, что в каждый данный момент увеличивает или уменьшает денежную массу.
Формула денежного обращения выглядит следующим образом:
Д= (Р – К + П – В)/О, где
Д – количество денег (денежная масса);
Р – сума цен товаров (работ, услуг), подлежащих продаже;
К – сумма цен товаров (работ, услуг), проданных в рассрочку срок оплаты по которым еще не наступил;
П – сумма цен товаров (работ, услуг), сроки платежа по которым уже наступили;
В – сумма взаимопогашаемых платежей;
О – скорость оборота денег за данный период.
ЗАДАНИЕ 1
Определите величину денежной массы, если:
- сума цен товаров (работ, услуг), подлежащих продаже – 4500 млрд руб.;
- сумма цен товаров (работ, услуг), проданных в рассрочку срок оплаты по которым еще не наступил – 42 млрд руб.;
- сумма цен товаров (работ, услуг), сроки платежа по которым уже наступили – 172 млрд руб.;
- сумма взаимопогашаемых платежей – 400 млрд руб.;
- среднее число оборотов денег за год – 10.
__________________________
ЗАДАНИЕ 2
Определите количество денег, необходимых для безынфляционного обращения денег в экономике страны. Сумма цен реализованных товаров и услуг – 450 млрд. руб., платежи по кредитам – 55 млрд. руб. Товары, проданные в рассрочку, срок оплаты по которым еще не наступил – 85 млрд. рублей. Взаимопогашаемые платежи 15 млрд. рублей. Рубль совершает 10 оборотов за год.
Как изменится количество денег в обращении, если: а) сумма продаж возрастет на 30%; б) число оборотов рубля сократится до 7 за год; в) взаимопогашаемые платежи составят 35 млрд. рублей?
____________________________________________________
Денежная масса – сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа, обслуживающая экономические связи и принадлежащая гражданам, хозяйствующим субъектам, государству.
При оценке количества денежной массы важную роль играет скорость оборота денежной единицы за определенный период времени. Скорость оборота денег измеряется числом оборотов рубля за единицу времени, т.е сколько раз рубль используется для оплаты товаров (работ, услуг) в течение определенного периода времени (обычно год).
Для расчета скорости обращения денег используются два показателя:
- скорость движения денег в кругообороте стоимости валового внутреннего продукта (ВВП)
О = ВВП / Д,
где:
О – скорость оборота денег;
ВВП – валовый внутренний продукт;
Д – денежная масса.
- оборачиваемость денег в платежном периоде (сумма денег на банковских счетах / среднегодовую величину денежной массы в обращении).
ЗАДАНИЕ 3
Рассчитайте скорость оборота денег, если денежная масса составляет 600 млрд рублей, а валовый национальный продукт – 3600 млрд рублей.
__________________________
В экономически развитых государствах для анализа динамики изменения денежной массы используются денежные агрегаты.
Денежный агрегат – показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единице).
Центральный Банк РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов.
1. М0 – наличные деньги (банкноты в обращении, монеты в обращении, остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций).
2. М1 – наличные деньги + средства на всех расчетных счетах юридических лиц (организаций) + средства страховых компаний + депозиты населения «до востребования» в Сбербанке + депозиты в коммерческих банках.
3. М2 – М1 + срочные вклады населения в Сбербанке (денежная масса).
4. М3 – М2 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги.
М2 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги | |||
М1 + срочные депозиты населения в Сбербанке | |||
М0 + средства на расчетных счетах юридических лиц + средства Госстраха + депозиты «до востребования» в Сбербанке + депозиты в коммерческих банках | |||
Банкноты в обращении | Монеты в обращении | Остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций | |
М0 | М1 | М2 | М3 |
Чтобы денежное обращение не нарушалось, денежные агрегаты должны находиться в определенном равновесии. Условие такого равновесия, как показывает практика, можно определить следующим образом
М2 > М1 и (М2 + М3) > М1
В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный.
ЗАДАНИЕ 4
Наличные расчеты удобны продавцу и покупателю, но неудобны государству. При расчетах наличными деньгами возникает много проблем у государства. Назовите их.
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5
Одной из особенностей денежного обращения в России является высокий уровень наличных денег в обращении, который с трудом поддается снижению. Почему?
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 6
Проанализируйте, какие качественные и количественные изменения происходят в организации денежного обращения при внедрении и распространении «электронных» денег.
_________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 7
В чем экономический смысл установления Центральным банком норматива обязательных резервов для коммерческих банков.
_______________________________________
ЗАДАНИЕ 8
Предположим, что в связи с качественными преобразованиями в организации денежного обращения в стране скорость обращения денег, как и ожидалось, возросла. Если Центральный банк, способный контролировать массу денег в обращении, будет поддерживать предложение денег на неизменном уровне, то произойдут ли, по вашему мнению, изменения в объеме производства и ценах? Должен ли Центральный банк стремиться к тому, чтобы масса денег в обращении оставалась неизменной, или нет?
______________________________________________________________________________
Сформулируем краткие выводы по теме
1. Денежное обращение – это ___________________________________________________
_____________
2. Формула денежного обращения _______________________________________________
3. Закон денежного обращения гласит ____________________________________________
_______________________________________
4. Денежная масса – это ________________________________________________________
__________________________
5. Денежный агрегат – это ______________________________________________________
__________________________
6. Наиболее ликвидным денежным агрегатом является агрегат _______________________
_____________
7. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются _______________
_______________________________________
Задания для самостоятельной работы
1. Предположим, что экономика находится в состоянии экономического спада. Какие меры в области денежно-кредитной политики для преодоления спада в экономике предложили бы кейнсианцы, а какие — монетаристы?
2. Предположим, что Центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Обсудите вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.
3. Предположим, что правительство поставило задачу добиться в следующем году роста реального объема производства на 3%. Какие меры мог бы предпринять Центральный банк страны, чтобы «запустить» такое оживление деловой активности, не превышая 5% годового роста инфляции?
5. Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно-кредитной политики?
6. С начала 90-х годов до середины 1994 г. Центральный банк РФ постоянно увеличивал учетную ставку процента, затем началось ее постепенное, но стабильное снижение. Какие цели преследовал Центральный банк при повышении процентной ставки и затем при ее последовательном снижении?
7. В национальной экономике страны А наблюдаются:
а) длительная инфляция, отличающаяся высоким уровнем;
б) падение уровня производства;
в) падение курса национальной валюты по отношению к доллару;
г) рост безработицы.
Определите основные направления денежно-кредитной политики в различных случаях.
8. Как вы понимаете выражение «сжатие денежного предложения»? Какие инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ регулируют «сжатие денежного предложения»?
Тема «Инфляция»
В переводе с латинского языка инфляция – это «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен на фоне снижения покупательной способности денег. Инфляция процесс двусторонний. С одной стороны она вызывает обесценивание денег, с другой – рост цен.
Однако не всякий рост цен является инфляцией. При условии повышения покупательной способности денег из-за снижения общего уровня цен, можно говорить о дефляции.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам.
В условиях инфляции цены, как правило, повышаются крайне неравномерно: некоторые товары дорожают очень быстро, цена других товаров (услуг) остается неизменной, а цена третьих может даже упасть.
Однако инфляция не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться стабильными, а другие падать. В период инфляции цены поднимаются неравномерно, скачками.
ЗАДАНИЕ 1
Назовите причины появления инфляции.
_________________________________________________________________
Виды инфляции:
А) по темпам роста различают
- умеренную или ползучую (не более 10% в год).
- галопирующую ( 10% - 500%).
- гиперинфляцию.
Б) по формам проявления
- открытая.
- скрытая.
В) по степени сбалансированности роста цен выделяют
- сбалансированную.
- несбалансированную.
Г) также экономисты рассматривают
- ожидаемую.
- неожидаемую.
ЗАДАНИЕ 2
Как Вы считаете, существовала ли инфляция в СССР? Обоснуйте ответ.
____________________________________________________
Уровень инфляции измеряется с помощью индекса цен, который отражает процент увеличения за данный период времени стоимости потребительской корзины.
Индекс цен = Цена потребительской корзины в данном году * 100%
Цена потребительской корзины в базовом году
Уровень инфляции = индекс цен данного года – индекс цен базового года * 100%
индекс цен базового года
Например, индекс цен в 2000 году составил 100%, а в 2001 году – 120%. Таким образом, уровень инфляции составил ((120 – 100) / 100) * 100% = 20%.
ЗАДАНИЕ 3
Рассчитайте темп инфляции для каждого года в соответствии со следующими данными.
Год | Индекс цен | Темп инфляции, % |
Процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обуславливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен называется инфляционной спиралью.
ЗАДАНИЕ 4
Назовите социально-экономические последствия инфляции.
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5
В России индекс потребительских цен в 1992 г. составил 2610%, а в 1993г. – 940%.
Как эти уровни инфляции могли повлиять на стремление людей отдавать деньги в банк для их сбережения?
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 6
Предположим, что уровень инфляции в стране составил 20% годовых. В последующий год он возрос до 30%. Как это скажется на выполнении деньгами их функций?
__________________________
ЗАДАНИЕ 7
Возможно ли говорить о повышении цен в условиях натурального хозяйства? _______________________________________
ЗАДАНИЕ 8
Индекс цен увеличился со 101,9 до 111%. Как изменилась покупательная способность денег?
__________________________
Сформулируем краткие выводы по теме
1. Инфляция – это _____________________________________________________________
__________________________
2. Причины инфляции __________________________________________________________
__________________________
3. Индекс цен –это_____________________________________________________________
__________________________
4. Инфляционная спираль - это___________________________________________________
__________________________
5. Антиинфляционная политика – это _____________________________________________
__________________________
Задания для самостоятельной работы
1. Как изменится реальный доход, если номинальный доход увеличится на 10%, тогда как стоимость жизни возрастет на 15%.
2. Номинальный доход в размере 800 тыс. повысился в отчетном году до 1200 тыс. по сравнению с базисным годом, в то же время индекс стоимости жизни достиг 250%. Рассчитайте изменение (увеличение или падение) номинального дохода, реального дохода в процентах, процентное изменение покупательной способности денег.
3. Какова сегодняшняя ценность 1 рубля из зарплаты, которая будет выплачена через месяц, если темп инфляции составляет 2% в неделю? 2% в месяц?
4. Каков будет уровень инфляции в нынешнем году, если индекс цен в прошлом году был 220, а в этом году — 245?
5. Предположим, что ВНП увеличился с 10 000 до 12 000 ден. ед., а дефлятор ВНП — со 125 до 150. Чему будет равна величина реального ВНП при данных условиях?
6. Если за год номинальный ВНП увеличился с 3000 до
3300 млрд. ден. ед., а цены за тот же период возросли на 10%,
как изменился реальный ВНП?
7. Возможна ли инфляция в условиях натурального, т.е. бартерного обмена? Что означало бы высказывание, что в таком обществе все цены поднялись на 20%?
8. Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться посредством займов в Центральном банке или займов правительства на частном кредитном рынке. Как указанные способы финансирования дефицита государственного бюджета повлияют на инфляцию в стране?
9. В России наряду с национальной валютой широкое хождение имеет доллар. Долларовая масса в стране растет. Как это сказывается на экономике нашей страны и на экономике Соединенных Штатов?
10. В условиях СССР существовала подавленная инфляция. В чем смысл этого термина? Чем характеризуется подавленная инфляция? Каким образом она проявляется?
11. С точки зрения внешнего проявления различают открытую и скрытую инфляцию, а с точки зрения ее динамики — ползучую и ускоренную (галопирующую) инфляцию. Приведите примеры всех видов инфляции в прошлом и в наше время.
12. Существует ли взаимосвязь между инфляцией и безработицей? Может ли безработица способствовать инфляции?
13. Оцените, как на каждого из перечисленных людей будет воздействовать неожиданная 10%-я инфляция:
а) служащий универсального магазина;
б) фермер, имеющий задолженность;
в) независимый владелец универсального магазина в небольшом городе;
г) железнодорожный рабочий на пенсии.
14. Когда в обществе наблюдаются высокие темпы роста цен, начинается бегство от денег. Куда лучше вкладывать имеющиеся сбережения в современной России?
Тема «Финансы»
Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятие «финансы» определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов.
Финансы – это система образования, распределения и использования денежных ресурсов (фондов денежных средств) в процессе общественного воспроизводства.
Фонды денежных средств бывают:
- централизованные;
- децентрализованные.
ЗАДАНИЕ 1
Укажите централизованные фонды денежных средств.
_______________________________________
Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий и финансы физических лиц.
ЗАДАНИЕ 2
Укажите источники формирования финансовых ресурсов государства.
______________________________________
ЗАДАНИЕ 3
Укажите источники формирования финансовых ресурсов предприятия.
______________________________________
Финансы выполняют следующие функции:
- распределительную.
- контрольную.
- аккумулирующую.
- стимулирующую.
- регулирующую.
ЗАДАНИЕ 4
Раскройте содержание функций финансов.
_____________________________________________________
Сформулируем краткие выводы по теме
1. Финансы – это _____________________________________________________________
__________________________
2. Предпосылки появления финансов _____________________________________________
_______________________________________
3. Выделяются следующие виды финансовых отношений____________________________
_________________________________________________________________
4. Государственные финансы включают__________________________________________
__________________________
5. Финансы предприятий включают _____________________________________________
__________________________
6. Финансы населения включают ________________________________________________
__________________________
Тема «Управление финансами в Российской Федерации»
Исторический опыт развития экономических отношений показывает, что финансы используются государством для достижения определенных целей и решения задач в социальной, культурной, научной и других сферах. Важную роль при осуществлении поставленных целей призвана играть финансовая политика.
Финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и приемов воздействия государства на функционирование финансовой системы. Она может быть как внешней, так и внутренней.
ЗАДАНИЕ 1
Определите цели осуществления финансовой политики.
_____________________________________________________
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач говорят о финансовой стратегии и о финансовой тактике.
ЗАДАНИЕ 2
Финансовая стратегия – это
_______________________________________
Финансовая тактика – это
_______________________________________
Правильность выбранной финансовой политики зависит от соблюдения «железного правила» экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать реальную экономическую ситуацию в стране, а не такую, какой ее хотелось бы видеть.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:
- в области налогообложения и регулирования государственных расходов (фискальная политика);
- в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Пример.
Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах".
Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
3) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
4) повышение качества человеческого капитала;
5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Исходя из сущности и функций финансов, государство в процессе реализации финансовой политики осуществляет построение финансово-кредитного механизма, адекватного сложившимся условиям социально-экономического развития.
Финансово-кредитный механизм представляет собой систему управления, и его успешное функционирование прямо связано с использованием категорий теории управления производством.
Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенной цели.
ЗАДАНИЕ 3
Перечислите функции управления. Проанализируйте функции управления в сфере управления финансами.
_______________________________________
ЗАДАНИЕ 4
Укажите органы, осуществляющие управление финансами в РФ.
ФРФРФ
_________________________________________________________________
Финансовый контроль является неотъемлемой частью процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта должен обязательно сопровождаться непрерывным контролем потоков денежных средств в экономике.
ЗАДАНИЕ 5
Финансовый контроль – это
ФРФРФ
____________________________________________________
Финансовый контроль не ограничивается только правовой и количественной сторонами, а имеет также аналитический характер.
ЗАДАНИЕ 6
Государственный финансовый контроль включает
ФРФРФ
____________________________________________________
Сформулируем краткие выводы по теме
1. Финансовая политика государства______________________________________________
_____________
__________________________
2. Фискальная политика ________________________________________________________
__________________________3. Бюджетная политика_________________________________________________________
__________________________
4. Система органов финансового контроля включает ________________________________
_______________________________________
5. Методы проведения финансового контроля______________________________________
____________________________________________________
6. Виды финансового контроля___________________________________________________
__________________________
Тема «Финансы предприятий»
Финансовые ресурсы организаций представляют собой денежные средства, которые направляются на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы и потребление. Это та часть денежных средств (в форме доходов и внешних поступлений), которая предназначена для выполнения хозяйствующими субъектами своих функций, финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
Все финансовые ресурсы организации подразделяются на:
- собственные;
- заемные.
ЗАДАНИЕ 1
Собственные средства предприятия включают ФРФРФ
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2
Заемные средства предприятия включают ФРФРФ ФРФРФ
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3
Уставный капитал предприятия представляет собой__________________________________
Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий являются формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляются обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства, финансирование научно-технического прогресса, освоение и внедрение новой техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом, банками.
Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп:
1. Фонды собственных средств:
§ уставный капитал;
§ добавочный капитал;
§ резервный капитал;
§ фонд накоплений;
§ целевые финансирование и поступления;
§ прочие.
2. Фонды заемных средств:
§ кредиты банков;
§ займы;
§ коммерческие кредиты;
§ факторинг;
§ лизинг;
§ кредиторы;
§ прочие.
3. Фонды привлеченных средств:
§ фонд потребления;
§ расчеты по дивидендам;
§ доходы будущих периодов;
§ резервы предстоящих расходов и платежей.
4. Оперативные денежные фонды:
§ для выплаты заработной платы;
§ для выплаты дивидендов;
§ для платежей в бюджеты и внебюджетные фонды;
§ для погашения кредитов и займов;
§ прочие.
5. Фонды, образуемые за счет различных источников:
§ оборотных средств;
§ инвестиционный;
§ валютный;
§ прочие.
Сформулируем краткие выводы по теме
1. Финансы предприятия – это___________________________________________________
_____________
__________________________
2. Функции финансов__________________________________________________________
_______________________________________3. Принципы организации финансов предприятия__________________________________
______________________________________________________________________________
4.Перечислите организационно-правовые формы предприятий ______________________________________________________________________________
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику и раскройте механизм формирования собственных средств предприятия (задание выполняется на отдельном листе ).
2. Дайте характеристику организационно-правовых форм предприятий по плану:
ü ФРФРФ ФРФРФНазвание организационно-правовой формы;
ü Учредительный документы;Учредительные документы;Количество и состав учредителейКК
ü Количество и состав учредителей;
ü Основные черты;
ü Достоинства и недостатки организационно-правовой формы.
3. Составьте кроссворд, используя знания, полученные при изучении дисциплины «Экономика организации».
Тема «Бюджет»
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией РФ.
Согласно ст. 10 Бюджетного кодека РФ бюджетная система имеет три уровня:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
Схема построения бюджетной системы выглядит следующим образом.
Бюджетная система РФ | ||||||||||||||||||||||
Бюджеты государственных внебюджетных фондов | Федеральный бюджет РФ | Бюджеты субъектов РФ | Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов | |||||||||||||||||||
Консолидированный бюджет РФ | ||||||||||||||||||||||
Бюджет городского округа | Бюджет муниципального района | Местные бюджеты | ||||||||||||||||||||
Бюджет внутреннего муниципального образования (городов Москвы, Санкт-Петербурга) | Бюджет городского поселения | |||||||||||||||||||||
Бюджет сельского поселения | ||||||||||||||||||||||
По своей структуре бюджет – это:
-с одной стороны, форма образования и расходования денежных средств;
- с другой – это роспись доходов расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государства.
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются:
- налоги;
- займы;
- эмиссия.
ЗАДАНИЕ 1
Налоги - это ФРФРФ ФРФРФ
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2
Признаки налогов
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3
Почему налоговые доходы являются преимущественной формой поступления в бюджет по сравнению с неналоговыми?
ФРФРФ ФРФРФ
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4
Подумайте почему на фронтоне здания налогового ведомства США написано: «Налоги – это плата за цивилизованное общество»?
____________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5
Какие Вы знаете формы межбюджетных отношений?
_____________________