Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
2. Распределение компетенций гос органов и органов МСУ в области финансовой деятельности.
3. Правовые формы фин деятельности государства и органов муниципального управления.
Принципы финансового права.
Финансовая деятельность государства и органов МСУ основана на определённых принципах, т. е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих её наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется конституцией РФ, вытекает как из общах правил об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности и конкретизируются в нормах финансового права. Среди них можно выделить следующие:
1. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и МО. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях гос регулирования экономики, исходя из общезначимых задач.
2. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов федерации, обеспечиваться при посредствии её необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельностьб субъектов федерации в рамках конституции РФ.
3. Единство финансовой политики и денежной системы — самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики и общих принципов налогообложения. Единство финансовой политики является необходимым условием единства экономического пространства в РФ. Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно конституции РФ денежной единицей в РФ является российский рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБРФ.
4. Равноправие субъектов федерации в области фин деятельнгости определяется статьёй пятой конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов федерации осуществляет собственное правовое регулирование фин отношений и самостоятельную финансовую деятельность.
5. Самостоятельность финансовой деятельности органов МСУ гарантирована конституцией РФ ст.12 130-133. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта федерации.
6. Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст 7).
7. Разделения законодательной и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, госдума принимает федеральные законы, в частности по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного регулирования. К полномочиям правительства относятся разработка и представление гос думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной и исполнительной власти.
8. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вытекает из положения конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть первая ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как к составной части управления делами государства.
9. Принцип гласности. Основы его, установленные нормами конституции РФ, требуют официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
10. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государствнными и местными планами и программами, а также планами предприятий, учреждений и т. д. Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства в рамках предприятий, учреждений и т. п.
11. Принцип законности — необходимость строгого соблюдения требований финансово-праввовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из статьи первой кРФ, определившей РФ в качестве правового государства.
Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, т. к. выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. Однако, в силу различия задач и правового положения гос и местных органов, масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней не одинаковы. Согласно принципу разделения властей, прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов.
Органы исполнительной власти (правительство РФ, правительство субъекта РФ) принимают меры их к реализации. Президент РФ, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов власти исходя из положений конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Ежегодно выступает с бюджетным посланием федеральному собранию. Президент издаёт указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, государственных внебюджетных фондов, денежно-кредитной политики, организации органов финансово-кредитной системы и т. д.
Финансово-кредитные органы. Среди этих органов выделяется министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, всвязи с чем воздействует на финансовую деятельность в целом. Минфин обеспечвае ропведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране; координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов испонительной власти; издаёт инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности.
Права Минфина:
1. права по составлению и исолнению бюджета и контроля.
2. права формировать и использовать целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.
3. По регулированию доходов и расходов бюджетов субъектов федерации, налоговых поступлений в федеральный бюджет.
4. Права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.
Деятельность Минфина распространяется на все звенья финансовой цепи.
Определённые права в области фин права имеют: федеральная налоговая служба, федеральное казначейство, федеральная служба страхового надзора, федеральная таможенная служба, банковская система.
Иные финансово кредитные организцаии. К ним относятся государственные внебюджетные фонды. Они являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.