Национальные стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь, их связь с международными стандартами финансовой отчетности

Национальные стандарты разрабатываются в соответствии с МСФО, но также с учетом требований законодательства Республики Беларусь. Таким образом, НСФО по своему содержанию максимально приближены к международным и при этом имеют статус официального нормативного документа. Национальным стандартам присваиваются те же названия и номера, что и международным. Такой подход выбран не случайно, а в целях единого понимания и использования в практической деятельности, поскольку специалисты банков могут дополнительно обратиться к первоисточнику на английском языке. Из 37 действующих МСФО Национальным банком выбраны 18 наиболее значимых для банковской деятельности. НСФО применяются банками при составлении финансовой отчетности общего назначения (индивидуальной) и консолидированной:

НСФО 1 «Представление финансовой отчетности»

НСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»

НСФО 7-F «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

НСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки»

НСФО 10 «События после отчетной даты»

НСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов»

НСФО 22 «Объединение юридических лиц»

НСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

НСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»

НСФО 28 «Инвестиции в зависимые юридические лица»

НСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»

НСФО 31 «Уррчастие в совместной деятельности»

НСФО 32 «Финансовые инструменты: представление информации»

НСФО 33 «Прибыль на акцию»

НСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

НСФО 35 «Прекращаемая деятельность»

НСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»

НСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

Рассмотрим более детально наиболее значимые из стандартов.

НСФО 1 «Представление финансовой отчетности» (соответствует IAS 1):

Цель данного стандарта состоит в определении общих требований к финансовой отчетности банков, ее составу, структуре и содержанию для достижения сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью банка за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других банков.

Стандарт применяется при составлении и представлении банками (как отдельным банком, так и на консолидированной основе) финансовой отчетности в соответствии с НСФО и законодательством.

Полный комплект финансовой отчетности включает:

1. Бухгалтерский баланс,

2. Отчет о прибыли и убытках,

3. Отчет об изменении капитала,

4. Отчет о движении денежных средств,

5. Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания.

Помимо финансовой отчетности, банк может представлять пользователям другие отчеты, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности банка, его финансовые положения, изменения условий деятельности и их последствия.

Данный стандарт содержит в себе описание основных принципов МСФО, а также следующие основные требования к составлению отчетности:

1. каждый существенный класс сходных статей в обязательном порядке должен представляться в финансовой отчетности отдельно,

2. не подлежат взаимозачету активы и обязательства, доходы и расходы, за исключением случаев, когда это разрешено или требуется каким-либо стандартом или толкованием,

3. по всем суммам, показанным в финансовой отчетности, в обязательном порядке должна раскрываться сравнительная информация за предыдущий период, которая включается в повествовательную и описательную информацию.

НСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» (соответствует IAS 7):

Цель данного стандарта состоит в требовании представления информации об изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств банка за отчетный период и период, предшествующий отчетному, путем составления отчета о движении денежных средств. В данном отчете производится классификация поступлений и выплат денежных средств и их эквивалентов за период, получаемых банком от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

НСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» (соответствует IAS 21):

Целью стандарта является определение порядка отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций в иностранной валюте, операций иностранного подразделения, пересчета статей финансовых отчетностей банка и иностранной компании в валюту представления, а также порядка отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникших в связи с изменениями валютных курсов.

Данный стандарт раскрывает также порядок отражения в функциональной валюте операций в иностранной валюте, признания курсовых разниц, использования валюты представления, отличной от функциональной валюты, порядок раскрытия информации.

НСФО 8 «Учетная политика, изменение в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» (соответствует IAS 8):

Цель стандарта – установление требований при выборе, применении и изменении учетной политики банками, к порядку отражения в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности банков изменений в учетной политике, в расчетных бухгалтерских оценках и исправлений ошибок.

Стандарт предназначен для расширения относимости и надежности финансовой отчетности организации, а также сопоставимости этой финансовой отчетности во времени с финансовой отчетностью других организаций.

Учетная политика обобщает совокупность конкретных принципов, основ, соглашений, правил и практики, принятых Национальным банком, банками для составления и представления финансовой отчетности и выбирается и применяется таким образом, чтобы финансовая отчетность соответствовала требованиям каждого национального стандарта, инструкций по их применению, других актов законодательства.

При отсутствии требований НСФО, инструкций по их применению, других актов законодательства к отдельным операциям, событиям и условиям Национальный банк, банки самостоятельно выбирают и применяют учетную политику, обеспечивающую:

1. актуальность (соответствие отчетной информации текущим потребностям пользователей финансовой отчетности при принятии ими экономических решений);

2. достоверное отражение финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств Национального банка, банков;

3.нейтральность и осмотрительность при представлении отчетной информации;

4. полное включение в отчетность всех операций, событий и условий;

5.представление информации исходя из экономического содержания операций, событий и условий независимо от оформления их в конкретной юридической форме.

Организация обязана лишь тогда менять свою учетную политику, когда ее изменение требуется каким-либо стандартом, актами законодательства или приводит к тому, что такая финансовая отчетность дает надежную и более относящуюся к делу информацию о воздействии операций, других событий на финансовое положение организации, ее финансовые результаты деятельности или потоки денежных средств.

В процессе деятельности Национального банка, банков некоторые статьи финансовой отчетности не могут быть точно рассчитаны, а к ним может быть применена только бухгалтерская оценка.

Необходимость применения бухгалтерской оценки может возникнуть при:

1. оценке безнадежных долгов,

2. оценке устаревания запасов,

3. оценке справедливой стоимости финансовых активов или финансовых обязательств,

4. оценке сроков полезной службы или ожидаемых объемов получения экономических выгод от амортизируемых активов,

5. оценке гарантийных обязательств.

НСФО 7-F «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (соответствует IFRS 7):

Цель стандарта состоит в установлении требований к раскрытию в финансовой отчетности информации (в том числе сравнительной), которая позволит пользователям финансовой отчетности оценить влияние финансовых инструментов на финансовое положение и результаты деятельности банка, а также характер и степень связанных с финансовыми инструментами рисков, то, как банк управляет этими рисками. Стандарт применяется банком ко всем финансовым инструментам, за исключением некоторых, определенных НСФО 7-F.

Стандарт предусматривает в отдельных случаях раскрытие информации о финансовых инструментах в разрезе классов, которые отличаются от классификации по категориям, предусмотренным НСФО 39. Основу группировки финансовых инструментов в классы составляют единый характер раскрываемой информации и характеристики финансовых инструментов.

Банк должен, как минимум, определить следующие классы финансовых инструментов:

1. финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости;

2. финансовые активы, оцениваемые по амортизированной стоимости;

3. финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости;

4. финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости;

5. финансовые активы, которые не попадают под действие данного стандарта;

6. финансовые обязательства, которые не попадают под действие данного стандарта.

Раскрытие информации о финансовых инструментах в разрезе классов должно обеспечить достаточную информацию для проведения сверки представляемых данных с данными соответствующих статей баланса.

Стандарт не устанавливает требований к формату представления информации, подлежащей раскрытию. Информация о финансовых инструментах и рисках может включать в себя текстовые описания и количественные данные в виде таблиц в зависимости от характера финансовых инструментов, рисков, связанных с финансовыми инструментами.

НСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» (соответствует IAS 32):

Целью стандарта является содействие более глубокому пониманию пользователями финансовой отчетности значения финансовых инструментов для финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств банка.

Стандарт применяется к финансовым инструментам, за исключением инвестиций банка в уставные фонды юридических лиц, и определяет требования к классификации финансовых инструментов, а к также информации, которую необходимо раскрыть о финансовых инструментах и о применяемой политике в части управления финансовыми рисками.

Важнейшая характеристика финансовых инструментов — риск, который они несут для своих владельцев. Поэтому стандарт также устанавливает требования к раскрытию в финансовой отчетности информации о рисках, присущих финансовым инструментам, которые использует банк. С этой целью в НСФО 32 выделены риски, характерные для финансовых инструментов (рисунок 1.2).

 
  Национальные стандарты финансовой отчетности в банковской системе Республики Беларусь, их связь с международными стандартами финансовой отчетности - student2.ru

Рисунок 1.2. Виды рисков, которым могут подвергаться операции с финансовыми инструментами

НСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (соответствует IAS 37):

Цель стандарта состоит в определении подходов к признанию и оценке резервов, условных обязательств и условных активов, и их отражении в бухгалтерском учете и финансовой отчетности банка.

Стандарт не применяется для создания и отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности результатов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, под обесценение ценных бумаг, резервов на отпускные и прочие социальные выплаты, резервов на ремонт основных средств, резервов на покрытие возможных убытков по вложениям, подверженным обесценению.

Резерв создается и отражается в бухгалтерском учете и в финансовой отчетности при соблюдении следующих критериев его признания:

1. банк имеет текущее обязательство (правовое или традиционное);

2. существует вероятность, что для исполнения этого обязательства потребуется выбытие активов;

3. может быть осуществлена надежная оценка суммы резерва.

При несоблюдении хотя бы одного из критериев резерв не создается. Сумма резерва пересматривается на каждую отчетную дату и корректируется для отражения наилучшей оценки. Если более не существует вероятности того, что выбытие активов потребуется для исполнения обязательства, то резерв восстанавливается.

В соответствии с IAS 37, условное обязательство – это возможная обязанность, которая возникает из прошлых событий и наличие которой будет подтверждено только наступлением или не наступлением одного или более неопределенных будущих событий, которые не полностью находятся под контролем компании [8, с.601-602]. Условные обязательства раскрываются в пояснительной записке к финансовой отчетности, если вероятность исполнения обязательства (текущего и/или возможного) не является отдаленной.

НСФО 39 “Финансовые инструменты: признание и оценка» (соответствует IAS 39):

Цель стандарта состоит в установлении принципов признания и оценки финансовых активов, финансовых обязательств и отдельных договоров покупки или продажи нефинансовых инструментов в бухгалтерском учете и финансовой отчетности банков. Стандарт применяется банком ко всем финансовым инструментам, за исключением некоторых, определенных стандартом.

НСФО 39 определяет классификацию финансовых активов и обязательств, исходя из цели их приобретения или выпуска, устанавливает правила признания и оценки финансовых активов и обязательств как первоначально, так и в последующем, определяет правила прекращения их признания, правила признания доходов и расходов, связанных с финансовыми активами и финансовыми обязательствами, включая убытки от обесценения финансовых активов. В отличие от других международных стандартов финансовой отчетности данный стандарт не определяет требования по раскрытию информации по финансовым активам и обязательствам в финансовой отчетности.



[1] балансовая стоимость ценных бумаг - первоначальная стоимость приобретения ценных бумаг за вычетом накопленных процентов, а также стоимость, сложившаяся в результате переоценки

Наши рекомендации