III. Открытие наследства (его основания)
Наследование, как было выяснено (I), есть преемство, но для того, чтобы оно наступило, необходимо, прежде всего возникновение наследственной массы, т.е. наследства (I). Такое возникновение наследственной массы носит название «открытие наследства» и оно совершается по особым основаниям.
1. Одно из этих оснований (главное) составляет смерть человека.
Здесь разумеется смерть физическая или, по не совсем удачному выражению нашего закона, «естественная» смерть (ст. 1222). Несомненно, что самый факт смерти должен быть установлен в законном порядке: метрическими свидетельствами, в особых случаях и другими письменными данными (09/42)[см. сноску 14].
2. Другие основания открытия наследства покоятся на фикции или презумпции смерти человека: а) лишение всех прав состояния, б) постриг, в) безвестное отсутствие.
а. О лишении всех прав состояния, как основании открытия наследства, прямо говорит наш закон (ст. 1222). Следует, однако, заметить, что фикция смерти осужденного преступника не соответствует современному правосознанию. Поэтому, новейшие законодательства не наказывают дополнительно преступника лишением его имущества, а сохраняют имущество для преступника, учреждая опеку. Фикция смерти и не логична, ибо лишенный всех прав состояния, отбывая наказание и отбыв его, может приобрести снова имущество (Вып. I, стр. 80). Отсюда, по смерти лишенного всех права состояния, может вторично открыться наследство. Выходит, что человек два раза умирает.
б. Пострижение в монашество (ст. 416 т. IX и ст. 1223 т. Х ч. 1), т.е. принятие иноческого чина (ст. 1067, а не послушничества, 78/263), по толкованию сената, есть смерть для мира, почему с пострижением открывается наследство (97/24, 97/39). Между тем, и здесь принявший постриг может снова вернуться в мир, следовательно, после его смерти наступит второе открытие наследства. Кроме того, и не возвращаясь в мир, принявший постриг в необщежительном монастыре вправе иметь некоторые имущества, а монашествующие власти (по своей должности, а не на покое, реш. 6 нояб. 1913 г.) вправе даже завещать свое имущество (Вып. I, стр. 70 и сл.)[см. сноску 15]. Современное право правильно, поэтому, не признает пострижения в монашество основанием открытия наследства.
в. Наконец, безвестное отсутствие, как презумпция смерти, уже по одному этому не может быть приравнено к смерти, а следовательно, не может считаться основанием открытия наследства. Тем не менее, практические потребности жизни заставили законодательства на Западе признать презумпцию смерти безвестно отсутствующего основанием открытия наследства[см. сноску 16]. Наши же законы прямо этого не говорят. Однако, большинство цивилистов[см. сноску 17], а также и сенат (92/97) считают неявку безвестно отсутствующего основанием к открытию наследства. Нельзя не признать, впрочем, этот господствующий взгляд сомнительным, тем более, что если безвестно отсутствующее лицо окажется живым, то с его смертью открывается вторично наследство. – В результате приходится считать, что лишь физическая смерть человека есть, действительно, единственное основание открытия наследства, которое вполне логично и соответствует современному правосознанию.
3. Таковы основные открытия наследства; само открытие совершается: а) в установленный момент и б) в определенном месте.
а. Моментом открытия наследства будет: для лица умершего – день его смерти, для признавшего постриг – день его пострига, для лишенного всех прав состояния – день объявления вступившего в законную силу приговора (а не обращение его к исполнению[см. сноску 18]), для безвестно отсутствующего – первый день по истечении десяти полных лет со дня публикации и неявки лица (92/97)[см. сноску 19]. Следует еще заметить, что хотя обыкновенно достаточно установить день открытия наследства, но возможны случаи, когда важен не только день, но и сам момент открытия наследства. Случаи эти – одновременная гибель наследодателя и его наследников при каком-либо общем несчастье[см. сноску 20].
б. Что касается, далее, места открытия наследства, то, несмотря на всю важность этого вопроса, напр., для установления правоспособности наследодателя и наследника, наши гражданские законы не дают на него прямого ответа. Сенат признает местом открытия наследства последнее перед смертью постоянное жительство наследодателя (85/131, 05/53, 11/41, против Гольмстен)[см. сноску 21].
Следует, наконец, заметить, что все вышеизложенное об открытии наследства относится одинаково, как к наследованию по закону, так и по завещанию[см. сноску 22].