Международный бизнес и международный менеджмент
Учебник для вузов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Под редакцией д. э. н., профессора С. Э. Пивоварова,
д. э. н., профессора Л. С. Тарасевича,
к. э. н., доцента А. И. Майзеля
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент»
Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск
Международный менеджмент
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Серия «Учебники для вузов»
Под ред. д. э. н, профессора Пивоварова С. Э., д. э. н., профессора ТарасевичаЛ. С., к. э. н., доцента Майзеля А. И.
Главный редактор В. Усманов
Заведующий редакцией Л. Волкова
Научный редактор Е. Базанов
Художественный редактор Н. Биржаков
Выпускающий редактор В. Земских
Верстка Е. Маслова
Корректоры Ж. Захарова, М. Одинокова,
И. Смирнова, Н. Тюрина
ББК 65.010.66я7 УДК 339.9(075)
М43 Международный менеджмент / Под ред. ПивовароваС. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
ISBN 5-318-00222-6
Второе издание учебника включает дополненный базисный материал по международному бизнесу, освещающий с учетом специфики российской экономики зарубежную практику и методику формирования стратегических и оперативных решений в международном менеджменте.
Рекомендован для студентов, аспирантов и преподавателей экономических и иных вузов, специализирующихся в области менеджмента. Также может послужить прекрасным пособием для специалистов,связанных с международной деятельностью российских фирм.
© С.Э. Пивоваров, Л. С. Тарасевич, А. И. Майзель и др., 2001
© Издательский дом «Питер», 2001
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-318-00222-6
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67.
Лицензия ИД №01940 от 05.06.00
Налоговая льгота – общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,
том 2; 953000 – книги и брошюры.
Подписано в печать 15.03.01. Формат 70 х 100/16. Усл. п. л. 50,7. Тираж 4000 экз. Заказ №213.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор»
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
197110 Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,15.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Преодолевая беспрецедентные трудности, Россия движется по пути рыночных преобразований. Проводившаяся в течение многих десятилетий политика изоляционизма сменилась открытостью как в культурном, так и в экономическом аспекте. Международные контакты, представлявшие в былые времена редкую привилегию для избранных, за несколько лет стали вполне обыденным явлением. Теперь частные фирмы и государственные предприятия практически беспрепятственно вступают в деловые отношения с зарубежными партнерами, и диапазон этих отношений предельно широк — от разовых сделок купли-продажи до создания совместных предприятий. Нельзя ни отрицать наличие такого сдвига в хозяйственной практике нашей страны, ни закрывать глаза на огромные позитивные последствия его для экономики и граждан. Вместе с тем в данной области, как и в ряде других, наблюдаются негативные моменты, специфические для России.
Дело в том, что международный бизнес в нашей стране возник, по существу, одновременно с бизнесом как таковым. До конца 80-х гг. предпринимательство осуществлялось только в «теневой» форме и жестко преследовалось в уголовном порядке. Закон о кооперации, пробивший первую серьезную брешь в этой стене, не только разрешил заниматься хозяйственной деятельностью в своих интересах неограниченному кругу желающих, но и дал им право создавать совместные предприятия с зарубежными партнерами и осуществлять иные формы международных контактов. Последовавшие нормативные акты (о собственности, о предприятиях, о приватизации и др.) довели дело до победного конца, и доля предпринимательства, в значительной мере опирающегося на экспортно-импортные операции, стремительно (по историческим меркам) стала ощутимой как в структуре занятости населения, так и в структуре ВНП.
Выяснилось, что новые условия деятельности требуют новых знаний — подходы и навыки, соответствовавшие плановой экономике, мгновенно устарели. Теоретические построения и методические разработки по менеджменту, маркетингу и другим социальным дисциплинам, развивавшимся на Западе, оказались наконец широко востребованы и в нашей стране. Это привело к появлению целого ряда переводных и отечественных книг, в определенной степени заполнивших пробел; понятно, что первоочередной задачей стало обучение общим основам бизнеса, без особой привязки к специфике фирм и областям их деятельности. Но по мере насыщения этой начальной ниши стала ощущаться потребность в более специализированных изданиях, ориентированных на более подготовленных читателей, которые стремятся к изучению конкретных областей в тех или иных дисциплинах.
Возможно, именно в области международного менеджмента — в силу указанной хронологии — сложилось наибольшее отставание учебной литературы от потребностей практики, которая вынуждена была руководствоваться общими подходами и фрагментарными рекомендациями. В особенно трудном положении оказались студенты множества экономических вузов и факультетов, где международный менеджмент включен в учебный план, но не обеспечен сколько-нибудь серьезными пособиями (справедливости ради отметим, что и преподавателям было не легче).
Предлагаемый вашему вниманию первый в России учебник по данной дисциплине написан на основе курсов, читаемых преподавателями кафедры международного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в течение 1995-2001 гг. Он охватывает широкий круг вопросов, изучение которых способно дать достаточно полное представление о проблемах, с которыми сталкивается международный менеджер, и о путях их решения.
Структура учебника вытекает из реально складывающейся структуры менеджмента в международных фирмах, базирующихся как за рубежом, так и в России; вместе с тем учтены также выявившиеся за указанный период запросы студентов, для которых определенные разделы представляли особый интерес. Авторский коллектив счел полезным начать с развернутого введения (первая часть), где показаны условия осуществления международного бизнеса и значение для него изучаемого предмета. Вторая часть посвящена организации деятельности международных фирм, их формам и взаимодействию; детально рассмотрены современные формы и особенности функционирования многонациональных компаний, финансово-промышленных групп и стратегических альянсов. В третьей части изложены важнейшие вопросы международных финансов и инвестиций, значение которых для любой международной фирмы сегодня трудно преувеличить; владеющий этой проблематикой менеджер всегда будет востребован в такой фирме. Наконец, четвертая часть освещает вопросы технологического и организационного развития международной фирмы, что особенно актуально в российских условиях, где опыт развития фирм по понятным причинам фактически вообще отсутствует.
Многочисленные примеры, иллюстрирующие теоретические положения, а также контрольные вопросы, приложенные к каждой главе, помогут студентам лучше разобраться в излагаемом материале. Естественно, что значительная часть примеров использует иностранный опыт; тем не менее авторы пытались везде, где это возможно, апеллировать к российским проблемам, оценивать возможности применения зарубежных подходов в нашей стране и советуют делать то же самое читателям. Бесспорно, эти подходы могут быть интересны и сами по себе, но наша цель — дать знания, необходимые именно российским менеджерам (уже работающим или пока пребывающим на студенческой скамье). Насколько эту задачу удалось реализовать — решать читателю.
Внесенные в настоящее издание изменения (по сравнению с первым) затронули в основном вторую часть, структура которой стала более логичной. Рассмотрение основ построения многонациональных компаний и международных альянсов теперь объединено в рамках одной главы, и вместе с тем аналогичным образом собраны воедино все вопросы стратегического планирования; это позволило избавиться от определенного дублирования материала и усилить согласованность изложения. Другие главы подверглись менее существенной переработке, имевшей целью уточнение отдельных положений, в том числе в связи с изменениями, произошедшими в мире за последние полтора года.
Учебник написан авторским коллективом в составе: д. э. н., проф. Д. И. Баркан (гл. 1 и 2), к. э. н. С. И. Кирюков (гл. 10), к. э. н. А. И. Майзель (гл. 4 и 5), к. э. н. Р. Р. Манукян (гл. 8), к. э. н. И. С. Пивоваров (гл. 3 и 5), д. э. н., проф. С. Э. Пивоваров (гл. 4,8 и 9), д. э. н., проф. Л. С. Тарасевич (гл. 1 и 6), к. э. н. Н. В. Трифонова (гл. 10), к. э. н. Т. Г. Тумарова (гл. 6 и 7), к. э. и. М. 3. Эпштейн (гл. 5,9 и 11); в двух главах (разделы 3.1.1, 3.2, 3.6, 3.7 и 5.7) использованы материалы нашего безвре
Часть 1
введение
В международный
Менеджмент
Глава 1
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС И МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ВВЕДЕНИЕ
Центральная проблема первой главы учебника — выявление существа двух базисных для настоящей книги категорий:«международный бизнес»и«международный менеджмент».
Внешне это выглядит совершенно естественно: коль скоро речь идет об управлении, то нет ничего более очевидного, нежели рассмотреть сущность управляемой системы, которая и задает основные требования к управляющей системе. Но эти естественность и очевидность сразу ставятся под вопрос одним простым фактом: какой бы из известных учебников по управлению мы ни взяли, ни в одном из них нет какой-то специальной главы или раздела, где анализировались бы достаточно подробно сущностные и формальные характеристики бизнеса как такового — считается само собой разумеющимся, что подготовленный читатель знает, о чем идет речь. Почему же должен меняться этот подход применительно к международному бизнесу?
На наш взгляд, корень проблемы лежит как раз во внутренней, внешне не столь очевидной конструкции, а именно: имеет ли вообще серьезное право на существование сама категория «международный менеджмент» или же здесь вполне годится обычная, то есть страновая (национальная), модель менеджмента? Ответ на этот вопрос типа: «Ведь есть же этот курс в сотнях вузов за рубежом; по нему написаны десятки книг!» вряд ли можно признать убедительным аргументом для серьезного исследователя или практика-управленца. А единственный способ сделать ответ убедительным — это идти от понимания специфики именно управляемой системы, то есть от международного бизнеса. И если удастся показать, что есть достаточно существенные различия национального и международного бизнеса, то тогда (и только тогда) можно говорить о неполной применимости национальной модели менеджмента к международному бизнесу и соответственно о необходимости появления новой категории, определенной как международный менеджмент, изучать ее специфику и т. д. Собственно, именно эту проблему и решает первая глава учебника, задавая своего рода идеологию и теоретическую базу всему остальному материалу книги.