Лицензирование деятельности предприятия
Лицензирование и сертификация - важнейшие административные механизмы регулирования экономики, с помощью которых государство регламентирует доступ к различным направлениям деятельности и защищает потребителя от некачественных товаров, обеспечивая их безопасность для окружающей среды, жизни и здоровья человека.
В настоящее время на территории Российской Федерации приняты следующие законодательные акты, регулирующие лицензирование и сертификацию: Федеральный закон РФ "О техническом регулировании", Закон РФ "О защите прав потребителей", Федеральный закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", последние Постановления Правительства РФ, касающиеся лицензирования и сертификации в России. Лицензирование является административным механизмом регулирования экономики, с помощью которого государство регламентирует доступ бизнеса к конкретным направлениям деятельности. Лицензирование предшествует началу предпринимательской деятельности. Существуют отдельные виды деятельности, осуществлять которые можно только после прохождения процедуры лицензирования и получения специального разрешения (лицензии).
Несмотря на то, что лицензирование в нашей стране после начала становления рыночной экономики было введено достаточно давно, совершенствование процесса законодательного регулирования продолжается до сих пор. Так, основной закон в этой области "О лицензировании отдельных видов деятельности" был принят 8 августа 2001 года и вступил в силу с 11 февраля 2002 года (далее - Закон «О лицензировании»). Причем хотелось бы отметить положительную тенденцию в законодательном процессе в этой области: сокращается количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощается процесс лицензирования.
В соответствии с п.1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, к каковым относятся и малые предприятия, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, даже если эти виды деятельности не перечислены в уставе. В п. 3 ст. 23 ГК РФ говорится, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа правоотношений. Следовательно, индивидуальный предприниматель также вправе осуществлять любые не запрещенные законодательством виды деятельности. Но при этом отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприятия (в том числе малые), а также предприниматели без образования юридического лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Деятельность, осуществляемая без необходимой лицензии, рассматривается как незаконная с вытекающими отсюда последствиями, о которых речь пойдет ниже.
Как мы уже сказали, основным нормативным актом, регламентирующим лицензирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации, является закон «О лицензировании».
Закон регулирует отношения, возникающие между органами исполнительной власти с одной стороны и организациями (в том числе малыми предприятиями) или индивидуальными предпринимателями с другой в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Все другие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, перечисленных в законе "О лицензировании", действуют в части, не противоречащей данному закону. Кроме закона " О лицензировании" существуют еще подзаконные (то есть действующие помимо закона) акты, конкретизирующие и детализирующие данный закон, определяющие порядок лицензирования по отдельным видам деятельности. Это прежде всего постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся порядка лицензирования конкретных видов деятельности.
Порядок лицензирования в данных сферах определяется в соответствии с иными федеральными законами. Впрочем, как правило, этими видами деятельности малые предприятия и индивидуальные предприниматели не занимаются (исключение составляют нотариальная деятельность, образовательная деятельность).
Лицензия- специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом предприятию или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности- вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законом «О лицензировании».
Предприятие или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, называются лицензиатом.
Соискатель лицензии - предприятие или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензирование - это процесс, который осуществляется, во-первых, в отношении направлений и видов деятельности и, во-вторых, субъектов, то есть тех, кто получает лицензию (индивидуальных предпринимателей или предприятий, в том числе малых).
Статья 4 Закона "О лицензировании" говорит о том, что к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию - это такая деятельность, которая грозит нанесением нравственного или физического ущерба гражданам или угрожает безопасности государства.
Лицензированию подлежат более 100 видов деятельности. Все они перечислены в ст. 17 закона "О лицензировании". Никакой другой закон не может определять дополнительные виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Перечислим некоторые виды деятельности, распространенные в сфере малого предпринимательства, для осуществления которых необходима лицензия. К ним относятся:
- производство, реализация и техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- лицензирование деятельности по производству медицинской техники, а также по техническому обслуживанию медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности
- медицинская деятельность;
- изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
фармацевтическая деятельность; - деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд предприятия или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
- разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и предприятиями, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
- деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
- деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;
- деятельность по тушению пожаров;
- производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
- лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности
- деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
- деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
- перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд предприятия или индивидуального предпринимателя);
- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности);
- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
- заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
- деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Лицензия предоставляется на каждый отдельный вид деятельности. Деятельность, на осуществление которой предоставлена лицензия, может быть реализована только получившим лицензию малым предприятием или индивидуальным предпринимателем, то есть передача лицензии иному предприятию или предпринимателю исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований. При ликвидации предприятия или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Однако при этом деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации (например, Москвы), может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации (например, Московской области) при условии уведомления малым предприятием или индивидуальным предпринимателем лицензирующих органов этих иных субъектов Российской Федерации.
Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем пять лет. Лицензия выдается на срок менее пяти лет только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Деятельность, которая осуществляется без необходимой лицензии, рассматривается как незаконная. В таких случаях законодательством предусмотрена уголовная, гражданская, и административная ответственность. Причем следует помнить, что ответственность предусмотрена для предприятий, их руководителей, индивидуальных предпринимателей.
Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование. За этими органами законом закреплены следующие полномочия:
- предоставление лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;
- приостановление действия лицензий;
- возобновление действия лицензий;
- аннулирование лицензий;
- ведение реестра лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
- контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензирующих видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
- обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензий.
Таблица Перечень федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих лицензирование
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации) | фармацевтическая деятельность медицинская деятельность изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники |
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации) | деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) | деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. |
Федеральное агентство геодезии и картографии (Министерство экономического развития Российской Федерации) | картографическая деятельность |
Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (Министерство финансов Российской Федерации) | аудиторская деятельность (лицензирование прекращается с 1 января 2010 года) |
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Министерство транспорта Российской Федерации) | перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов |
Федеральная миграционная служба (Министерство внутренних дел Российской Федерации) | деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации |
Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:
- деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Перечень сертификатов соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам, а также существенные условия договора страхования гражданской ответственности соискателя лицензии или лицензиата, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При упрощенном порядке лицензирования проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится.
Лицензионные требования и условия - совокупность, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Проверка сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для каждого конкретного вида деятельности существуют свои специфические требования и условия. Перечислим их по наиболее популярным из лицензируемых видов деятельности.