Акая информация используется к оценке бизнеса?
Следующим этапом после заключения договора на проведение оценки является сбор и анализ информации для проведения оценки. От качества используемой информации существенно зависит результат оценки.
В зависимости от размещения источника выделяется аутсайдерская и инсайдерская информация. Аутсайдерская информация является публичной, доступной широкой публике, открытой, т.к. она печатается в средствах массовой информации или в сети интернет. Источник аутсайдерской информации расположен в не фирмы. Инсайдерская информация, напротив, нигде не публикуется либо содержится во внутренних изданиях, о которых посторонние предприятию люди даже не подозревают, к инсайдерской относится также и конфиденциальная информация. Источник такой информации расположен внутри фирмы.
В зависимости от характеризуемых аспектов бизнеса информация подразделяется на финансовую, правовую, управленческую, технико-технологическую, хозяйственно-экономическую.
В зависимости от параметров бизнеса и показателей, характеризующих его состояние, информацию можно подразделить на обычную и специфическую. Общая информация включает в себя стандартные показатели, характеризующие деятельность любого предприятия, без учета его специфики. Специфическая или особенная информация, напротив, отражает особенности оцениваемого бизнеса, обусловленные его отраслевой принадлежностью, месторасположением и т.п.
В зависимости от характеризуемых условийвыделяется внешняя и внутренняя информация.
1. Внешняя информация характеризует условия функционирования организации в регионе, стране, на внешнем и внутреннем рынке.
2. Внутренняя информация описывает саму организацию, дает представление о ее деятельности, структуре, финансовых результатов.
Требования, предъявляемые к оценочной информации.
Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям:
• достоверности;
• точности;
• всесторонности / комплексности.
Внешними источниками информации могут являться самые разнообразные источники – начиная от интервью оценщика и заканчивая обзорами авторитетных информационно-аналитических агентств.
Источники внешней информации могут быть: публичными, доступными для любого исследователя; частными, составляющими собственность определенной компании или института (но с возможностью доступа к ним за плату); подписными, представляющими собой гибрид публичных и частных источников, когда информация находится в чьей-то собственности, но постоянно обновляется и становится доступной для определенного ограниченного круга подписчиков.
Несколько наиболее распространенных источников бизнес-информации: правительственные учреждения; библиотеки; торговые ассоциации, союзы, общественные объединения субъектов рынка; компании, занимающиеся частными исследованиями и информацией; газеты и журналы; службы бизнес-информации; базы данных в Интернет.
Блок внутренней по отношению к организации информации, необходимой для ее оценки содержит следующие разделы.
1. Информация о производстве. Оценщик анализирует данные о наличии производственных мощностей, сопоставляя их с данными о спросе на продукцию компании, капиталовложениями предприятия.
2. Информация о трудовых ресурсах. Информация о трудовых ресурсах обычно сфокусирована на таких моментах, как обучение персонала и уровень квалификации, моральное состояние персонала и расходы на обеспечение кадрами.
3. Ретроспективные данные об истории компании и описание стратегии предприятия. В том числе описывается процесс производства продукции по каждому виду продукции, объемы продаж за прошлый период.
4. Внутренняя финансовая информация. Эта категория информации описывает то, что обычно называют «показателями». Она включает основную информацию из бухгалтерской отчетности о прибыли и издержках, об имуществе и обязательствах, а также большой спектр финансовых показателей, таких как коэффициент Р/Е (отношение рыночной цены акции к доходу по ней), отношение заработной платы к валовой выручке, показатели производительности и т. д. Такая информация обычно дает исходную картину финансового благополучия и рентабельности компании.
Основным источником внутренней информации об оцениваемом бизнесе является сама организация. Необходимым общим источником внутренней информации является визуальный осмотр объекта оценки.
2. В чём суть информационного запроса для оценки бизнеса?
Информационное обеспечение — основа процесса оценки бизнеса. Сбор информации, как правило, начинается на подготовительных этапах оценки, когда определяется объем работ и готовится к подписанию контракт на проведение оценки. Без предварительного анализа объемов необходимой информации, источников ее получения и затрат (финансовых и трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику проведения работ и сформировать бюджет проекта.
По источникам информацию условно можно разделить на получаемую на рынке и получаемую в оцениваемой компании.
По типу информация может быть юридической, финансовой, технической (и технологической), коммерческой.
По масштабам — общеэкономическая, отраслевая, информация об отдельном предприятии и его подразделениях.
Каждая из представленных классификаций помогает определить объем и роль информации, собираемой для определения стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.
Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т. е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом:
· внешняя информация, характеризующая условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике
· внутренняя информация, дающая представление о деятельности оцениваемого предприятия.
Правовое поле предприятия (бизнеса) обязательно должно быть учтено при формировании информационной системы оценки, т.к. эта специфика серьезно влияет на процедуру и результат рыночной оценки. Не менее важной для стоимостной оценки является аутсайдерская, публичная информация, причем особое внимание следует обратить на местные печатные издания, в которых можно обнаружить информацию о спорах и судебных разбирательствах касающихся прав собственности на тот или иной объект оценки, о скрытом обременении объекта или сомнительных сделках, которую владельцы предприятия предпочли бы скрыть, но которая существенно повлияет на величину стоимости бизнеса.
Кроме этого, в публичных источниках (газетах, журналах, интернет-сайтах) можно найти и отчет компании, подготовленный для собрания акционеров, и данные о недавно совершенных сделках с аналогичными объектами, и информацию о состоянии фондового рынка, и рейтинговые обзоры, позволяющие определить место оцениваемого предприятия среди других компаний.
3. Какие основные сведения необходимы для реализации затратного подхода к оценке бизнеса?
Затратный подход к оценке недвижимости определяет ее стоимость как сумму остаточной стоимости зданий и земельного участка. Подобно доходному и сравнительному подходам затратный основывается на сравнительном анализе, который в данном случае позволяет определять затраты, необходимые для воссоздания объекта недвижимости, представляющего точную копию оцениваемого объекта или замещающего его по назначению. Рассчитанные затраты корректируют на фактический срок эксплуатации, состояние и полезность оцениваемого объекта.
Затратный подход не обеспечит необходимой надежности результата, если промежуточные расчеты не перепроверяются рыночными данными.
Затратный подход дает результат стоимости объекта недвижимости с безусловным правом собственности. Поэтому, чтобы оценить недвижимость, сданную в аренду, или на которую распространяются другие частичные имущественные права, необходимо сделать соответствующие корректировки. Оценщик вносит корректировки на конкретные имущественные права, подлежащие оценке, а также на дополнительные расходы, возникающие при простое помещений.
В составе затратного подхода присутствуют два наиболее часто используемых метода, базирующихся на определении стоимости активов. Это метод оценки стоимости чистых активов и метод оценки ликвидационной стоимости. Базовой формулой в затратном подходе является: Собственный капитал = Активы — Обязательства. Главным признаком затратного подхода является поэлементная оценка, т. е. оцениваемый имущественный комплекс расчленяется на составные части, делается оценка каждой части, а затем стоимость всего имущественного комплекса получают путём суммирования стоимостей его частей.