Стоимость, цена и затраты в оценке. Виды оценочных стоимостей, используемых в оценке бизнеса

Стоимость является денежным мерилом ценности конкретных товаров/услуг в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка, т.е. свойством товара.

Согласно ФСО 1

Стоимость объекта оценки - расчетная величина цены объекта оценки, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости..

Цена – это показатель, обозначающий конкретную денежную сумму, требуемую, предлагаемую или уплаченную за некий товар или услугу в рамках конкретной, возможно, предполагаемой сделки. Цена является историческим фактом, т.е. относится к определенному моменту времени и месту, независимо от того, была ли она объявлена открыто или оставалась в тайне.

Затраты – количественное выражение издержек, необходимых для создания объекта оценки. Термин затраты по смыслу близок к понятию себестоимость.

Себестоимость в свою очередь является ценой, заплаченной за товары/услуги, или денежной суммой, требуемой для создания или производства товара/услуги. Себестоимость для производителя – включает затраты на производство и реализацию продукции предприятия. В себестоимости для потребителя содержатся еще затраты на фрахт, налоги, затраты на установку и др. расходы приобретателя/инвестора.

Затраты (cost) – представляют собой количественное выражение денежных средств, необходимых для создания (производства) или приобретения объекта оценки.

В оценке различают следующие виды затрат:

1) Затраты для производителя - затраты на создание объекта - включают затраты на производство и реализацию продукции предприятия.

2) Затраты для потребителя/приобретателя/инвестора.

В ФСО-1 даны следующие определения:

 Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий.

 Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применявшихся на дату оценки».

Теория оценки разделяет все виды оценочных стоимостей как экономические характеристики (показатели) на следующие типы:

Ò стоимостирыночного типаи стоимостинерыночного типа(в частности, рассчитываемые нормативно), а также

Ò стоимости в обмене и стоимости в использовании.

Каждый тип включает несколько видов стоимостей.

Когда речь идет о стоимостях рыночного типа, - это значит, что для их оценки используется в полном объеме рыночная информация с вполне активно функционирующего того или иного рынка. Для стоимостей нерыночного типа эти условия не выполняются. Рынок оцениваемого объекта может вообще не существовать.

Стоимости в обмене- объективные, рассчитанные (или назначенные) под влиянием рыночных факторов спроса и предложения в расчете на приобретение товара среднестатистическим, абстрактным покупателем на соответствующем открытом и конкурентном рынке, например, обоснованная рыночная стоимость, ликвидационная стоимость, кадастроваяи др.

Стоимости в использовании- субъективные, рассчитанные под влиянием представлений о потребностях конкретного инвестора или пользователя для эксплуатирующегося в должных условиях объекта, например, инвестиционная стоимость, потребительная стоимость и др.

При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:

• Рыночная - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства

• Инвестиционная - стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.

• Ликвидационная (рыночного типа) -расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

NB. Существует принципиальное отличие Ликвидационной стоимости бизнеса от Ликвидационной стоимости недвижимости или оборудования из состава его имущественного комплекса. В формуле расчета первой присутствуют обязательства компании, и, кроме того, спектр ликвидационных затрат значительно шире для предприятия. В состав суммарных затрат по ликвидации бизнеса входят:

 административные издержки по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации;

 выходные пособия и выплаты;

 расходы на рекламу, юридические и бухгалтерские услуги, организацию распродажи, комиссионные, перевозку продаваемых активов и пр.

• Кадастровая - определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения. Массовая оценка - это систематическая оценка групп объектов недвижимости по состоянию на определенную дату, с использованием стандартных процедур и статистического анализа.

Наши рекомендации