Зонтик и основные характеристики данного типа международных компаний
Макропирамида и основные характеристики данного типа международных компаний
Макропирамида–международная (глобальная) компания, которая располагает четко выраженным стратегическим центром, из которого вырабатываемые в централизованном порядке решения по стратегическому планированию распространяются на другие подразделения корпорации.
Графически это выражено тем, что пирамиды, отображающие зарубежные подразделения компании, имеют усеченную форму, т.е. у них «отрезана» вершина, представляющая уровни принятия стратегических решений по внешнеэкономической деятельности. Стрелки здесь указаны лишь в одну сторону – от стратегического уровня штаб-квартиры головной организации на оперативный уровень ее подразделений.
Такой тип применяют только мощные ТНК (например «Coca-Cola», «Microsoft», «Nestle», «Gillette»).
Основными характеристиками данного типа международных компаний являются:
- стратегическое планирование осуществляется централизованно;
- локальные менеджеры должны работать в рамках строгих стандартов;
- деятельность фирмы в целом ориентирована на результаты;
- маркетинговые усилия чаще всего направлены на стандартизацию маркетинг-микса;
- фирма может оказаться негибкой, чтобы эффективно проводить операции под воздействием локальной зарубежной окружающей среды.
Характерной особенностью также является строгий контроль и директивы из центра, что из-за отсутствия точных знаний местных условий часто создает помехи в работе.
Микропирамидальная структура характеризуется высокой степенью централизации. Все стратегическое планирование осуществляется из единого центра, а зарубежная деятельность фирмы носит подчиненный характер и располагается по уровню ниже стратегического. Практически зарубежная деятельность фирмы обеспечивается оперативным уровнем на основе управленческого контроля. Характерными особенностями можно назвать также ориентацию в целом на прибыль, направление усилий маркетинга на максимальную стандартизацию его элементов, жесткая позиция по отношению к решению социальных и общественных вопросов.
Зонтик и основные характеристики данного типа международных компаний
Сущность организационно-управленческой макроструктуры «Зонтик»в дифференцированном подходе международных компаний к зарубежным целевым рынкам, что предполагает достаточно высокую автономию зарубежных подразделений, в том числе и на уровне принятия стратегических решений. Но центр сохраняет и в этой структуре лидирующую роль, формулируя общую постановку стратегических задач и обеспечивая помощь, рекомендации и всяческую поддержку своим зарубежным подразделениям.
Каждое зарубежное подразделение достаточно автономно в своих действиях, в том числе и на уровне стратегических решений.
Основные характеристики организационной структуры международной компании типа «Зонтик»:
- ограниченное, по количеству показателей, определенное центром стратегических целей в терминах роста прибыли и прибыли на инвестиции;
- локальный менеджмент располагает достаточно высокой степенью свободы в интерпретации этих показателей;
- тенденция к автономии и самообеспечению зарубежных подразделений;
- тенденция к дифференциации локальных стратегий подразделений; распространены конфликты интересов между центром и подразделениями; автономия может приводить к конкуренции между компаниями одного уровня;
- зарубежные подразделения часто теряют доверие к эффективности и профессионализму служб центрального аппарата.
Зонтичная структура основана на признании того, что национальные рынки отличны друг от друга, и работа на них должна проводиться с учетом их специфики и, в известной степени, независимо. Существует стратегический центр, но он передоверяет часть стратегических решений иностранным филиалам. Преимуществом такого типа организации фирмы является то, что издержки на содержание вспомогательных служб значительно сокращаются, но повышается эффективность решения маркетинговых задач на различных национальных рынках. Основные характеристики зонтичной структуры - это тенденция к дифференциации задач производства, товарной стратегии, политики цен, стратегии продвижения товаров и т. д., способность более чутко реагировать на изменение рыночных условий.