Налоговое право РФ: понятие, предмет, метод, источники
Налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с организаций и физических лиц, зачисляемых в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные целевые фонды.
Предметналоговогоправа-совокупностьобщественныхотношений,формирующихсявсференалогообложения.Предмет налогового права состоит из следующихотношений:
· властныхотношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
· правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
· правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;
· правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и других), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
· правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к
ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, метод – как, какими средствами и способами правовое регулирование осуществляется.
В налоговом праве выделяют два метода:
1) публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;
2) гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации). Например, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа на основе специального соглашения.
Так как отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве чаще. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита.
Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.
К источникам налогового права можно отнести:
1. международные источники:
а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;
б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);
в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;
г) решения международных судов о толковании международных соглашений;
2. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;
3. специальное налоговое законодательство:
а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);
б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
4. общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);
5. подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:
а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);
б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;
6. акты по вопросам налогообложения судебных органов:
а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);
б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).
29. Налоговые правоотношения: субъекты, объекты, содержание.
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.
Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.
В соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения могут быть (ст. 38 НК РФ):
· операции по реализации товаров (работ, услуг);
· имущество, прибыль, доход;
· стоимость реализованных товаров;
· стоимость выполненных услуг;
· иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц; услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления данной деятельности.
Следовательно, на основе действующего законодательства объекты налогообложения следует рассматривать с позиции материальных и нематериальных объектов.
К участникам налоговых правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):
· организации и физические лица;
· налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
· Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
· Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
· государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
· Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
· органы государственных внебюджетных фондов;
· Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.