Расчетов

Безналичные расчеты по товарным и нетоварным операциям осуществляются в разных формах, имеющих специфические особенности механизма функционирования, обусловленные разнообразием видов расчетных документов, характера доку­ментооборота, времени и способа платежа. Комбинации в со­держании этих элементов обусловливают возможность дальней­шего их совершенствования, появления новых, более полно отвечающих современному состоянию и перспективам развития российской экономики.

Согласно действующему законодательству в современных условиях могут быть использованы следующие виды расчетных

Финансовое право России. Особенная часть

документов: платежные требования, платежные требования-по­ручения, поручения, чеки, аккредитивы.

Платежное требование и платежное требование-поручение представляют собой требования поставщика к покупателю оп­латить согласно договору стоимость поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Обоснованностью такого требования служат приложенные к нему отгрузочные и товарные документы, подтверждающие факт выполнения по­ставщиком своих договорных обязательств. Плательщик, полу­чив свои расчетные документы, решает вопрос о согласии (ак­цепте) их оплатить. Платежные поручения, расчетные чеки и аккредитивы не требуют акцепта, поскольку изначально явля­ются поручениями, распоряжениями покупателя (плательщика) банку произвести зачисление средств со счета плательщика на счет поставщика.

Способ платежа — порядок его осуществления, определяю­щий последовательность и характер перечисления средств с од­ного счета на другой в процессе расчетов. Он включает время совершения платежа, степень его гарантированности, источник и полноту платежа, последовательность движения средств по счетам.

Выбор той или иной формы безналичных расчетов должен учитывать конкретные условия деятельности предприятия, сте­пень доверия к его партнерам, их удаленность, условия и время транспортировки груза, средства связи, место осуществления платежа и т. д. Правильный выбор формы расчетов с каждым контрагентом обеспечивает ускорение получения денежной вы­ручки поставщиком, гарантированность ее получения, предот­вращение непредусмотренного договором авансирования постав­щика плательщиком. Для плательщика это означает обеспечение гарантии поставки, ускорение получения товара, недопущение непредусмотренного договорами авансирования поставщика. В современных условиях рыночной экономики контрагенты мо­гут самостоятельно выбирать формы безналичных расчетов, за­фиксировав это в договорах: акцептную (платежными требова­ниями), платежными требованиями-поручениями, платежными поручениями, аккредитивную, чековую, плановыми платежами, путем зачета взаимных требований, посредством факторинга.

Наиболее распространенной в современных условиях фор­мой безналичных расчетов являются расчеты платежными пору-

Глава 25. Правовые основы денежного обращения и расчетов 657

чениями, на долю которых приходится свыше 90 процентов пла­тежного оборота.

В основе этой формы расчетов лежит платежное поручение-распоряжение плательщика банку произвести перечисление средств с его счета на счет контрагента-получателя средств. Механизм расчетов платежными поручениями выглядит'так: плательщик выписывает комплект платежных поручений на оплату продукции, отгруженной поставщиком (либо подго­товленной к отгрузке, либо в порядке предварительной оплаты предстоящей поставки), и передает своему банку;

банк плательщика, проверив правильность оформления пла­тежных поручений, списывает денежные средства со счета пла­тельщика и зачисляет на расчетный счет поставщика, если пос­ледний имеет счет в этом же банке, или через расчетно-кассовый центр Центрального банка РФ, который оформляет кредитовое авизо и пересылает оплаченные документы в банк поставщика; банк поставщика, получив оплаченные платежные пору­чения, зачисляет денежные средства на счет поставщика.

Аккредитивная форма расчетов основана на расчетном доку­менте-заявлении на аккредитив — распоряжение плательщика банку поставщика об оплате товара или оказанных услуг на указанных покупателем условиях. Аккредитивную форму расче­тов целесообразно применять при случайных, разовых сделках, когда партнеры недостаточно доверяют друг другу, а также при сомнениях в финансовой устойчивости, платежеспособности и аккуратности плательщика. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву определяются договором партнеров, в котором указываются наименование банка-эмитента, вид аккредитива, способ его использования, способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характерис­тика документов, представляемых поставщиком для получения оплаты по аккредитиву, сроки представления документов, тре­бования к их оформлению.

Расчеты плановыми платежами целесообразно использовать во взаимоотношениях между предприятиями, имеющими посто­янные хозяйственные связи, характеризующиеся постоянными поставками (равномерными) продукции в течение определенно­го периода: месяца, квартала, полугодия, года.

Плановые платежи представляют собой осуществляемые на договорной основе укрупненные расчеты, основанные на

Финансовое право России. Особенная часть

периодичной, регулярной, равномерной оплате планового объе­ма поставок. Они могут производиться ежедневно или периоди­чески в согласованные сроки с использованием платежных по­ручений, платежных требований или требований-поручений.

Расчеты путем зачета взаимных требований предусматрива­ют взаимопогашение претензий и обязательств должников и кредиторов и перечисление на расчетные счета только незач­тенной суммы. Проведение зачетов взаимных требований упро­щает документооборот, сокращает потребность в денежных средствах предприятий народного хозяйства в целом для осуще­ствления расчетов, ускоряет проведение расчетов и снижает вза­имную дебиторско-кредиторскую задолженность. Зачеты могут осуществляться между двумя участниками, на многосторонней основе, быть разовыми или постоянно действующими, внутри­банковскими и межбанковскими, внутриотраслевыми и межот­раслевыми, региональными и республиканскими.

Факторинг представляет собой посредническую операцию коммерческого банка или факторинговой фирмы по соверше­нию платежа за плательщика либо по покупке дебиторской задолженности.

Важная роль в улучшении организации безналичных расче­тов принадлежит внедрению расчетов между предприятиями на основе простых и переводных векселей, что может значительно сократить неплатежи и потребность в денежных средствах для проведения расчетов. Вместе с тем следует иметь в виду, что векселя и вексельное обращение не снимают проблемы обеспе­чения финансового оборота достаточной денежной массой со­гласно требованиям закона денежного обращения.

24. Правовые основы денежного обращения и расчетов.

25. Виды государственного кредита.

Финансовая деятельность государства необходима для мате­риального обеспечения государственных мероприятий. Однако между потребностями государства в финансовых ресурсах и их реальным поступлением в государственную казну возникают определенные противоречия. Особую актуальность поиск до­полнительных денежных средств приобретает в условиях дефи­цита бюджета.

В некоторых ситуациях органы государственной или муни­ципальной власти нуждаются в дополнительных денежных сред­ствах для финансирования инвестиционных или капиталоемких социально-экономических программ, а также для сглаживания колебаний при поступлении налоговых платежей или для пога­шения ранее размещенных займов.

Необходимость разрешать возникающий финансовый дисба­ланс и обуславливает использование государством временно свободных денежных средств. В качестве потенциально значи­мого источника мобилизации дополнительных доходов государ­ственных и муниципальных бюджетов выступают кредитные ресурсы, привлеченные из внешних или внутренних источни­ков. По оценкам экспертов, в России величина денежных сбе­режений населения составляет достаточно большую сумму, ос­новная часть которой находится в налично-денежной форме на руках у населения. В целях повышения эффективности финан­совой деятельности государства эти деньги необходимо при­влечь в национальную экономику. Следовательно, государ­ственный кредит является важнейшим инструментом финансо­во-правовой политики.

Кредит можно рассматривать в двух аспектах: экономиче­ском и правовом.

Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность эконо­мических отношений, возникающих по поводу получения государ­ством или размещения государством денежных средств, а также отношений, связанных с предоставлением государственных гаран­тий.

Глава 23. Государственный и муниципальный кредит___________581

Государственный кредит представляет одну из форм кредит­ных отношений в экономике, опосредующих движение ссудно­го капитала. Объектом государственного кредита является про­цесс передачи в ссуду временно свободных денежных средств. Финансовые отношения, складывающиеся в сфере кредит­ной деятельности государства, объективно требуют универсаль- , ного регулятора, которым является право. Общественные отно­шения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагива­ют интересы не только государства, но и частных субъектов, являющихся контрагентами органов публичной власти. Специ­фика отношений государственного кредита обусловливает, как правило, наличие императивных, государственно-властных ме­тодов регулирования, однако допускаются и диспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государ­ственные кредитные отношения, содержатся в различных от­раслях права и образуют комплексный правовой институт.

Государственный кредит имеет конституционные основы. Важное значение для правового регулирования кредитных от­ношений имеют положения п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, от­носящего кредитное регулирование к исключительной компе­тенции Российской Федерации; ч. 4 ст. 75, согласно которой государственные займы выпускаются на основе федерального закона и размещаются на добровольной основе; ч. 3 ст. 104 пре­дусматривает обязательное наличие заключения Правительства РФ по законопроектам о выпуске государственных займов и об изменении финансовых обязательств государства. Особую зна­чимость в кредитной деятельности государства имеет положе­ние ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающее возмож­ность ограничения федеральным законом прав (в том числе и имущественных) человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основываясь на указанной норме, Конституционный Суд РФ в определении от 15 декабря 2000 г. № 251-О указал, что реализация прав и законных инте­ресов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем. Следовательно, именно в рамках

Финансовое право России. Особенная часть

законодательства и только в форме федерального закона может быть найден баланс между правами и законными интересами лиц, состоящих в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, и всех иных лиц.

Значительная часть отношений по поводу государственного и муниципального кредита урегулирована нормами БК РФ, гл. 14 которого определяет сущность и формы государственного долга, способы управления государственным долгом и порядок его обслуживания, предельно допустимый объем, порядок пре­доставления государственных гарантий; гл. 15 регулирует отно­шения в сфере государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, а также отношения по поводу долга иностранных государств перед Российской Федерацией.

Нормы, регулирующие отношения в сфере государственного кредита, содержатся в ежегодно принимаемых законах о феде­ральном бюджете на текущий финансовый год. Так, законом о бюджете определяются конкретные цели, на которые в текущем финансовом году могут предоставляться государственные кре­диты, порядок и лимиты предоставления государственных кре­дитов, а также ограничения по субъектам использования бюд­жетных денежных средств. По окончании финансового года к отчету об исполнении бюджета обязательно прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Федераль­ным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год устанавливается верхний предел размера государственного внутреннего долга.

Вопросы налогообложения операций с государственными ценными бумагами отражены в НК РФ.

Относительно государственного кредита применимы и нор­мы § 1 гл. 42 ГК РФ, регулирующие договор займа.

Детальное правовое регулирование государственных заим­ствований осуществляется на основе федеральных законов от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1 и от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обраще­ния государственных и муниципальных ценных бумаг»2 с пос­ледующими изменениями.

1 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

2 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.

Глава 23. Государственный и муниципальный кредит

Отношения в сфере государственного кредита регулируются и подзаконными нормативными правовыми актами, принимае­мыми Президентом РФ и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В сфере правового регулирования государственной кредит­ной деятельности особое место занимают концепции — про­граммные документы, устанавливающие ориентиры государ­ственного влияния на определенные отношения. Указом Пре­зидента РФ от 10 января 2000 г. № 24 утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая к числу угроз национальной безопасности государства относит рост внешнего и внутреннего государственного долга1. В раз­витие названного документа была разработана Концепция внешней политики Российской Федерации, поставившая це­лью «привести обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны, добиваться максимального возврата средств в счет кредитов иностранным государствам»2. Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации в качестве основной задачи государ­ства по определению объемов и сроков заимствований на рынке ценных бумаг определяет «расширение практики за­имствований на рынке ценных бумаг для покрытия дефицита федерального бюджета в части финансирования целевых дол­госрочных программ и обслуживания накопленного государ­ственного долга»3.

В систему подзаконного нормативного правового регулиро­вания отношений в сфере государственного кредита входят акты федеральных органов исполнительной власти. В частности, Министерством финансов РФ издан приказ от 12 августа 2002 г. «Об эмиссии облигаций федерального займа с амортизацией долга»4, Правительством РФ принято постановление от 27 де­кабря 2000 г. № 1006 «О государственной программе погашения в 2001—2004 годах государственного внутреннего долга Россий-

1 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

2 Российская газета. 2000. 11 июля.

3 Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3356.

4 Документ не опубликован. Содержится в компьютерной базе «Кон-сультантПлюс».

т

Финансовое право России. Особенная часть

Глава 23. Государственный и муниципальный кредит

ской Федерации по государственным долговым товарным обя­зательствам»1.

Отношения по поводу государственного кредита, складыва­ющиеся в процессе финансовой деятельности субъектов РФ, регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами соответствующего региона2.

Вопросы государственной кредитной деятельности имеют нормативное закрепление в нормах международного права. В частности, действуют соглашения между Российской Федера­цией и государствами — участниками Содружества Независи­мых Государств об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывше­го Союза ССР3.

Основное место в регулировании отношений государствен­ного кредита занимают нормы финансового права. Финансово-правовое регулирование отношений в области государственного кредита находится в постоянном движении, обусловленном сложностью и политической обостренностью процессов заим­ствования денежных средств для публичных потребностей, а также временным предоставлением государственных средств иным лицам. Основная задача механизма финансово-правового регулирования кредитных отношений заключается в создании оптимального правового режима отношений с участием госу­дарства по поводу использования временно свободных денеж­ных средств.

Таким образом, государственный кредит как правовая катего­рия представляет совокупность правовых норм, регулирующих об­щественные отношения, возникающие по поводу получения госу­дарством или размещения государством денежных средств, а так­же отношения по предоставлению государственных гарантий.

1 СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 133.

2 Подробнее о кредитной деятельности субъектов РФ см.: Смирни-кова Ю. Л. Финансово-правовой статус субъектов РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

3 См.: Постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 992 «Об утверждении соглашений между Российской Федерацией и госу­дарствами — участниками Содружества Независимых Государств об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего го­сударственного долга и активов бывшего Союза ССР» // СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 3991.

В юридическом аспекте государственный кредит выступает самостоятельным элементом финансовой компетенции государ­ства. Он осуществляется за счет привлеченных и собственных денежных средств на свой риск, средства размещаются на зако­нодательно определенных условиях.

26. Понятие государственного кредита.

27. Правовое регулирование обязательного медицинского страхова­ния.

28. Обязательное страхование в силу закона.

29. Государственное страхование (общая характеристика).

30. Понятие и характеристика государственных расходов.

31. Налоговая система России.

Наши рекомендации