Консолидированной отчетности

В настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности:

1) сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (пункт 92), установлено, что федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по подведомственным им унитарным предприятиям, а также отдельную сводную отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли);

2) сводная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций с внутренними экономическими связями (финансово-промышленные группы, холдинги). Консолидированная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Под сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетностью понимается система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций (пункт 1.1 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности).

В зависимости от источника информации понятия сводной и консолидированной отчетности либо отождествляются, либо разделяются. В последнем случае, как правило, считается, что сводную финансовую отчетность составляют органы исполнительной власти РФ, а консолидированную – группы организаций с внутренними экономическими связями. Методика составления сводной и консолидированной отчетности одинакова. Однако есть некоторые различия в задачах анализа и использовании его результатов (таблица 9.1).

Таблица 9.1 – Различия сводной отчетности федеральных органов исполнительной

власти и сводной отчетности группы взаимосвязанных организаций

Признак Сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти Сводная отчетность группы взаимосвязанных организаций
Тип организаций, данные отчетности которые включаются в сводную отчетность Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Головная организация и ее дочерние и зависимые общества

Окончание таблицы 9.1

Признак Сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти Сводная отчетность группы взаимосвязанных организаций
Правила составления сводной отчетности Построчное суммирование данных отчетности организаций. Взаимоисключение дебиторской и кредиторской задолженности. Исключение начисленных дивидендов, взаимных финансовых вложений, внутригрупповой реализации, внутригрупповых прибылей и убытков Построчное суммирование данных отчетности организаций. Взаимоисключение дебиторской и кредиторской задолженности. Исключение начисленных дивидендов, взаимных финансовых вложений, внутригрупповой реализации, внутригрупповых прибылей и убытков. Исчисление показателей деловой репутации и доли меньшинства
Цель составления сводной отчетности Государственное управление, планирование и статистика Представление группы в качестве единого хозяйственного субъекта. Повышение курса акций группы на фондовом рынке
Круг пользователей сводной отчетности Органы государственного управления и статистики Акционеры и инвесторы, поставщики и покупатели, кредиторы, государственные антимонопольные органы, управленческий персонал группы

Необходимость консолидированной отчетности вызвана, прежде всего, запросами ее потребителей. К числу потребителей информации консолидированной отчетности можно отнести: акционеров материнской компаний и дочерних предприятий, внешних инвесторов, кредиторов, руководство и наблюдательный совет материнской компании и дочерних предприятий, государственные органы управления, покупатели, поставщики, аналитики и консультанты, деловые круги и общественность. Для внешних пользователей сводная отчетность группы взаимосвязанных организаций выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ограниченность частных балансов.

Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом формы бухгалтерской отчетности могут дополняться данными, необходимыми пользователям сводной бухгалтерской отчетности. Таким образом, формы сводной отчетности группы взаимосвязанных организаций не отличаются от общепринятых форм финансовой отчетности. Следовательно, особенности анализа сводной отчетности могут заключаться лишь в анализе информации, содержащейся в пояснительной записке. Организации, составляющие сводную бухгалтерскую отчетность должны привести в пояснительной записке данные в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» [1]. Методы анализа информации по сегментам рассмотрены в предыдущей теме.

При наличии финансовой отчетности организаций-участников группы следует выявить их влияние на финансовое положение и финансовые результаты группы.

Наши рекомендации