Эффективность менеджмента в сфере культуры
Основные характеристики музеев в 1999 г. | ||||
Музей | Размер коллекций | Экспозиционные площади, кв. м. | Численность персонала | |
гэ | 2 997 185 | 205 553 | L738 | |
ГРМ | 404 413 | 238 526 | 2000. | |
гтг | 168 679 | 184 617 | ||
гмии | 669 885 | 33 929 | ||
гим | 4 501 289 | 45 634 | ||
БМ | 4 978 669 | 179 348 | —— | |
Мет | 5 007 854 | 198 311 | - | |
ТГ | 1 866 512 | 89 301 | ----- | |
ВиА | 2 634 119 | 79 521 | ||
ЛНГ | 1 985 034 | 65 887 | ----- | |
СФМОМА | 1 970 322 | 74 622 | ----- | |
МИ И в Бостоне | 3 954 097 | 88 631 | ' |
Как видно из рис. 57, российские музеи отличаются низкими значениями этого показателя. Наименьшие значения коэффициента принадлежат Русскому музею и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (0,02 долл. США на 1 чел.). Действительно, в бюджете этих музеев величина доходов от торговой деятельности составляет соответственно 20,5 тыс. долларов США и 41,6 тыс. долларов США, что существенно ниже аналогичных показателей других российских музеев (табл. 28). Так, доходы от торговой деятельности Русского музея в 391 раз меньше подобных поступлений Эрмитажа (8 млн долларов США). Сложившуюся ситуацию в Русском музее можно объяснить низкой рентабельностью сувенирных магазинов, отсутствием постоянного кафе на территории музея и т. д. Среди российских музеев наибольший уровень торговых доходов на одного посетителя принадлежит Третьяковской галерее и Государственному Эрмитажу (1,5 и 1,6 долларов США на 1 чел.), что связано со значительными объемами торговых поступлений в их бюджетах — 2,2 млн и 8 млн долларов США. Однако несмотря на достаточно высокую абсолютную величину доходов от торговой деятельности в некоторых российских музеях, их от-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Лсточник: Годовые и оперативные отчеты | Та 6 л ица 28 музеев за 1999 г. | ||||
Количество посетителей | Число временных и выездных выставок в год | Размер годового бюджета, млн. долл. США | Торговые площади, кв. м. | Доходы от торговой деятельности, тыс. долл. США | |
5 010 456 | 37,8 | 8016,7 | |||
-— | 1 026 650 | 29,4 | 20,5 | ||
1 495 211 | 28,3 | 2242,8 | |||
2 079 908 | 31,6 | 41,6 | |||
1 284 734 | 29,1 | 1156,3 | |||
6 068 001 | 128,9 | 28398,2 | |||
7 004 109 | 214,9 | 36281,3 | |||
2 482 551 | 87,5 | ||||
1 538 453 | 88,3 | 6538,4 | |||
5 020 769 | 89,4 | 8987,2 | |||
1 012 231 | 186,8 | 7915,6 | |||
5 321 980 | 198,8 | нет данных | нет данных |
носительные показатели выручки отстают от зарубежного уровня в 2-4 раза. Так, Метрополитен-музей имеет доходы от торговой деятельности в 5,18 долларов США на 1 чел., тогда как Эрмитаж — 1,6 долларов США на 1 чел.
Общие доходы от торговой деятельности в российских музеях также в несколько раз ниже аналогичных показателей зарубежных музеев. Доходы от торговой деятельности Метрополитен-музея в 1999 г. составили 36,3 млн долларов США, что в 4,5 раз выше подобных поступлений Эрмитажа, достигших в 1999 г. 8 млн долларов США (см. табл. 28). Низкий уровень доходов от торговой деятельности в российских музеях связан с тем, что в большинстве случаев покупателями сувенирной, печатной и прочей продукции в российских музеях выступают иностранные посетители. Покупательная способность российских граждан, составляющих большую часть посетителей, остается крайне низкой.
Используя два ранее рассмотренных показателя, можно обосновать сложившийся уровень торговых доходов музеев. Так, высокий уровень доходов от торговой деятельности в Метрополитен-музее обусловлен экстенсивным фактором — большим объемом торговых площадей, а не интенсивным фактором — процессом превращения
9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 493
посетителей в покупателей, что свидетельствует об относительно низкой эффективности организации торговой деятельности музея. Напротив, Музей современного искусства, обладая максимальным уровнем торговых доходов на одного посетителя среди исследуемых музеев, при торговой площади в 7,5 раза меньше, чем в Метрополитен-музее, выигрывает за счет высокой эффективности процесса превращения посетителей в покупателей. Коэффициент торговых доходов на одного посетителя следует применять совместно с показателями соотношения покупателей и посетителей и относительной численности посетителей.
В целом, полная оценка торговой деятельности в музее требует использования системного подхода, базирующегося на трех показателях — коэффициентах соотношения покупателей и посетителей, численности посетителей на единицу торговой площади и показателе торговых доходов на одного посетителя.