Ключевые показатели эффективности общей стратегии СЧР
Стратегическая цель: увеличение прибыли.
Бизнес-цели: 1) увеличение доходности, 2) снижение издержек.
СЧР-цель: повышение эффективности персонала:
• способствовать транслированию стратегических целей компании:
• процент сотрудников, имеющих ССП;
• процент сотрудников, проходящих регулярную оценку результативности;
• создавать стимулы для реализации стратегии:
• процент сотрудников, бонусы которых зависят от выполнения ССП;
• уровень индекса удовлетворенности работников;
• согласовывать компетенции основных бизнес-процессов со стратегическими целями:
• процент сотрудников основных бизнес-процессов, для которых разработаны профили компетенций.
ССП службы персонала:
• доля ФОТ н общем обороте;
• корреляция переменного ФОТ и валового дохода компании;
• выручка на одного сотрудника.
В ходе планирования возникает необходимость «стыковки» КПЗ с критериями, установленными смежными подразделениями. Для этого топ-менеджеры в каждом функциональном блоке формируют их общий перечень, рекомендуемый для смежных подразделений (табл. 3.15).
Цель службы персонала, диктуемая бизнесом, — обеспечить предприятие квалифицированными управленческими кадрами; ключевой показатель для службы персонала — процент готового резерва (по уровням управления) (табл. 3.16).
Для такой функции, как наем персонала, КПЗ могут быть:
• количество закрытых вакансий;
• скорость закрытия вакансий;
• процент прошедших испытательный срок;
• процент обращения кандидатов из компапий-конкурентов;
• выполнение плана по набору;
• общее время существования вакансии;
методы привлечения и их соотношение;
• относительные расходы па наем персонала;
• соотношение работников, нанятых через рекрутинговые агентства и переведенных внутри организации.
При оценке итоговых результатов деятельности подразделения (сотрудника) принимаются во внимание приоритетность показателей (их «весовые» коэффициенты) и степень выполнения плана. Таким образом, производится расчет эффективности деятельности по результатам отчетного периода по каждому оценочному листу.
Одной из базовых идей, положенных в основу системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), является идея измеримости. (Если вы не можете это измерить, вы не можете этим управлять.) Традиционно используемые финансовые показатели в системе Balanced Scorecard считаются «поздними» (когда реагировать уже поздно), а показатели, относящиеся к перспективам «рынок/клиенты», «бизнес-процессы» и «инфраструктура/сотрудники», «финансы/экономика», рассматриваются как «ранние» (есть возможность реагировать своевременно). В рамках модели Balanced Scorccard эти четыре блока связываются между собой стратегической нричинно- слсдствсиной цепочкой.
Показатели эффективности в системе Balanced Scorecard определяются в соответствии с целями компании и различны по природе. Поэтому приведенная система показателей является неаддитивной, т. с. к ней нельзя применять математический аппарат линейной алгебры. Действительно, нельзя сравнивать число работников, прошедших обучение, с числом рационализаторских предложений. Как же с учетом разнородности находить рациональные (оптимизированные) значения показателей человеческого капитала компании? В качестве математических методов оценки показателей может быть применен факторный анализ. За основу для сравнения выбираются лучшие практики. Данный метод дает хорошие результаты для компаний, находящихся в одинаковых условиях (начальных и граничных) в одно и то же время.
Перспективным, но малоразработапным является метод расчета тензорных сетей в рамках фундаментальных законов, лежащих в основе устойчивого развития: закона экономии времени и закона роста полезной мощности.
Самый простой метод метод корреляционного анализа взаимосвязей экономических показателей и показателей инвестиций в человеческий капитал. Ряд авторов считает наиболее приемлемым для адекватной оценки показателей эффективности деятельности компании использование математического аппарата нечетких множеств.
В общем виде задача оценки показателей эффективности деятельности компании сводится к принятию решения при нечеткой исходной информации. Нечеткость содержится как в описании множества альтернатив (бизнес-процессов и налагаемых на них ограничений), гак и в описании целей (показателей оптимальности работы компании).
Если рассматривать обеспечение квалификации персонала (обучение) как инвестиционный процесс с конкретным результатом, измеряемым чистой приведенной стоимостью NPV (Net Present Value), полученной за счет применения знаний, можно применить для оценки выигрыша корпорации (инвестора) теорию игр.
Рассмотрим инвестиционный процесс как игру в форме характеристической функции для игроков (участников) процесса. Участниками процесса будут инвестор (корпорация) и работники (носители технологий-знаний). Инвестор в этом случае один, а носителей знаний, необходимых для получения определенных NPV, может быть несколько. Следует определить долю NPV, получаемую в результате взаимодействия работодателя (корпорации) и работников (носителей знаний и навыков) ее участниками. Будем рассматривать не все знания работников, а только ключевые, носящие инновационный характер. В этом случае трудовые отношения по поводу использования инновационных знаний и навыков (для ключевых работников обычную работу) можно рассматривать как инновационный процесс.
Оценка позволяет сделать вывод: чем больше объем знаний адекватен инновационному процессу, тем большая доля приведенной стоимости результатов процесса (дохода) принадлежит корпорации.
Оценка сотрудников осуществляется его непосредственным руководителем. Помимо формальной процедуры расчета баллов, важно провести собеседование, чтобы выявить причины успеха или неудач, определить возможность осуществления планов, проанализировать риски, чтобы учесть их в будущем.
После внедрения системы К11Э доход сотрудника состоит, как правило, из фиксированной составляющей как компенсации за качественное выполнение текущих должностных обязанностей и соответствие работника требуемому уровню компетенций, а также из переменной части, мотивирующей на достижение целей компании, командного и личного результата, выраженного в виде ключевых показателей.
Важный стимулирующий эффект переменной составляющей в том, что человек не только знает, по каким критериям его оценивают и за что платят, но и может планировать свой доход. Мотивацией к дальнейшему результативному труду является поощрение успеш ных сотрудников карьерным или статусным ростом либо материальным вознаграждением.
Кроме оценки деятельности сотрудников, система ключевых показателей помогает:
• определить результаты по достижению целей компании в целом и закрепить положительный опыт;
• выявить проблемы, мешающие успешному выполнению задач, и принять решения по их преодолению; как результат — повысить эффективность деятельности компании.