Понятие, сущность и функции налогов
НАЛОГИ
Учебное пособие
Петрозаводск
Издательство ПетрГУ
УДК
ББК
Рецензенты:
ISBN © В. А. Исаков, 2010
© Петрозаводский государственный
университет, 2010
Оглавление
Оглавление. 3
Тема 1. Основы теории налогов. 5
1.1. Понятие, сущность и функции налогов. 5
1.2. Переложимость налогов. Налогоплательщик и носитель налога. 8
1.3. Элементы налога. 16
1.4. Классификация налогов. 18
1.5. Принципы налогообложения. 22
1.6. Налоговое бремя. 24
Рекомендованная литература по теме 1. 27
Тема 2. Налог на добавленную стоимость. 29
2.1. Экономическая сущность НДС. Методы расчета НДС.. 29
2.2. Налогоплательщики НДС. Последствия освобождения от НДС.. 33
2.3. Реализация как объект налогообложения НДС.. 35
2.4. Налоговая база и налоговые ставки при реализации товаров (работ, услуг) 38
2.5. Налоговые вычеты.. 40
2.6. Налогообложение при международной торговле. 43
2.7. Порядок уплаты НДС при реализации товаров (работ, услуг) 45
2.8. Другие объекты налогообложения НДС.. 46
Рекомендованная литература по теме 2. 48
Тема 3. Налог на прибыль организаций. 50
3.1. Группировка, оценка и порядок признания доходов. 50
3.2. Группировка расходов. 52
3.3. Оценка затрат. 61
3.4. Признание затрат, расходов и убытков. 67
3.5. Понятие о налоговом учете. 69
3.6. Ставки и порядок уплаты налога. 72
Рекомендованная литература по теме 3. 77
Тема 4. Налог на доходы физических лиц. 79
4.1. Налогоплательщики, объекты налогообложения, формы доходов физических лиц 79
4.2. Доходы, освобожденные от налогообложения. 81
4.3. Налоговые вычеты.. 84
4.4. Ставки налога и порядок его уплаты.. 90
Рекомендованная литература по теме 4. 91
Тема 5. Имущественные налоги. 93
5.1. Налог на имущество организаций. 93
5.2. Транспортный налог. 99
5.3. Земельный налог. 104
5.4. Налог на имущество физических лиц. 109
Рекомендованная литература по теме 5. 111
Тема 6. Ресурсные налоги. 113
6.1. Налог на добычу полезных ископаемых. 113
6.2. Водный налог. 119
6.3. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов 121
Рекомендованная литература по теме 6. 123
Тема 7. Прочие налоги и сборы.. 124
7.1. Акцизы.. 124
7.2. Налог на игорный бизнес. 127
7.3. Государственная пошлина. 128
Рекомендованная литература по теме 7. 128
Тема 8. Особенности налогообложения малого бизнеса. 130
8.1. Упрощенная система налогообложения. 130
8.2. Единый налог на вмененный доход. 136
Рекомендованная литература по теме 8. 142
Тема 9. Основы налогового администрирования. 144
9.1. Налоговые органы Российской Федерации. 144
9.2. Постановка налогоплательщиков на налоговый учет. Налоговая декларация 148
9.3. Исполнение обязанности по уплате налога. 150
9.4. Налоговый контроль. 153
9.5. Налоговые правонарушения и налоговые санкции. 158
Рекомендованная литература по теме 9. 160
Тема 10. Налоговая система и налоговая политика России. 161
10.1. Понятие налоговой системы. Виды налоговых систем.. 161
10.2. Общая характеристика налоговой системы современной России. 165
10.3. Проблемы правового регулирования налогообложения в России. 171
10.4. Налоговая политика России на 2011-2013 гг. 174
Рекомендованная литература по теме 10. 178
Тема 11. Налоговая оптимизация. 180
11.1. Понятие налоговой оптимизации. 180
11.2. Методы налоговой оптимизации. 186
Рекомендованная литература по теме 11. 203
Тема 1. Основы теории налогов
Понятие, сущность и функции налогов
Наиболее простое определение налога следующее. Налог – это обязательный взнос в пользу государства, установленный законом.
Налоговый кодекс РФ дает несколько иное определение налога. В соответствии со ст. 8, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Определение, данное в Налоговом кодексе РФ, подвергается критике со стороны специалистов. Так, В. Пансков отмечает шесть недостатков в этом определении:
1. отсутствие признака законности, в то время как правовой характер является существенным именно для налоговых отношений;
2. жесткая привязанность к денежной форме уплаты, несмотря на то, что налог может уплачиваться не только из денежных средств налогоплательщика;
3. неточность в определении порядка уплаты налога: налоги не взимаются государством, а уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно;
4. некорректное применение термина «отчуждение», в бытовом сознании близкого по смыслу к «отбиранию»;
5. привязывание определения налога к практике налогообложения в отдельно взятой стране: по данному определению налог «взимается с юридических и физических лиц», в то время как в ряде стран он может взиматься с семей;
6. отсутствие признака регулярности налога, без которого под определение налога можно подвести и штраф.
В. Пансков предлагает следующее определение налога: «обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований»[1].
В. Курочкин и Н. Осетрова также дают критику существующей дефиниции налога в статье «К вопросу о понятии налога». Помимо некоторых из уже отмеченных недостатков они указывают на следующие:
1. указание на «индивидуальную безвозмездность» налогов, несмотря на то, что каждый гражданин получает свою долю выгоды от существования государства, расходы которого покрываются за счет налогов. По мнению авторов статьи, речь может идти только об индивидуальной безэквивалентности налогов, но никак не об их индивидуальной безвозмездности.
2. ограничение роли налога только финансовыми целями, в то время как в современных условиях они вводятся не только по фискальным соображениям, но и для осуществления целей экономической политики и государственного управления.
3. излишнее указание принадлежности прав субъектов налоговых правоотношений.
Авторы статьи считают, что налог – это установленный законом обязательный взнос, осуществляемый организациями и физическими лицами в бюджет государства.
Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов.
Экономическая сущность налогов многомерна и эволюционировала со временем. В Древнем мире налоги являлись формой экономической зависимости побежденных народов от покорителей. В средневековом обществе сущность налогов была близка к добровольной жертве. В 16-17 вв. налоги выступали в качестве чрезвычайных доходов государства.
Когда налоги приобрели регулярный характер и стали основной формой доходов государства, финансовая наука разработала различные теории налога, которые условно можно объединить в две группы: теории выгоды и теории жертвы.
В соответствии с теориями выгоды налог представляет собой плату за услуги, оказываемые государством. Подобно тому, как, покупая яблоко, мы обязаны заплатить за него цену, получая от государства услуги, мы обязаны платить за них налоги.
Представители теорий жертвы считают, что налог – это взнос, пожертвование в общий фонд, из которого финансируются общественные потребности. В отличие от сторонников теорий выгоды они обращают свое внимание на безэквивалентность обмена налогов на услуги государства и общественный характер потребления этих услуг.
Специфическое значение приобретают налоги в экономической теории общественного сектора, которая рассматривает государство в ряду других экономических субъектов.
Услуги отраслей социальной сферы могут быть предоставлены на рыночной основе частным сектором экономики или государственным (общественным) сектором экономики. В соответствии с экономической теорией общественного сектора государственное вмешательство в рыночные механизмы возникает в связи с ситуациями «провалов рынка», когда рациональное поведение людей не обеспечивает эффективного распределения ресурсов. Традиционная классификация провалов рынка включает монополию, асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии).
Представляется, что для отраслей социальной сферы характерно проявление большинства ситуаций провалов рынка. Для исправления этих неэффективностей государство берет предоставление соответствующих услуг на себя.
Для этого государству необходимы ресурсы. Способы их получения зависят от характеристики услуг с точки зрения типа благ, к которому они относятся.
Частные блага могут быть предоставлены государством за счет прямого участия в рыночных сделках (это касается образования, культуры, здравоохранения, физкультуры), однако часто государственные организации намеренно используют цены, не покрывающие издержек. Нередко это обусловлено стремлением стимулировать потребление благ, обладающих особыми достоинствами (например, когда речь идет о посещении музеев).
Что касается чистых общественных благ, то здесь соответствующие виды экономической деятельности (общественный порядок, фундаментальные научные исследования, государственное управление) изначально не направлены на производство продукции, которую можно продать на рынке.
Поэтому основным источником денежных средств для государства служит налогообложение. Налоги составляют основной источник пополнения ресурсной базы общественного сектора, а достижение целей, стоящих перед государством, в рыночной экономике чаще всего опосредуется общественными (государственными) расходами.
Свой взгляд на экономическую деятельность государства имеет и теория трансакционных издержек. Государство способствует снижению трансакционных издержек, определяя и защищая права собственности. Кроме того, государственная бюрократия является наиболее эффективной структурой управления для определенных трансакций, таких как ведение иностранных дел, обеспечение оборонного заказа, сбор налогов, содержание тюрем и др.
Таким образом, в разное время содержание налогов заключалось в том, что они:
1. выражали отношение зависимости от победителя;
2. представляли собой помощь, оказываемую подданными правителю;
3. являлись платой граждан за услуги государства;
4. представляли собой взнос в фонд финансирования общественных потребностей;
5. были инструментом для регулирования социально-экономических процессов;
6. представляли собой форму затрат на производство общественных благ;
7. представляли собой форму затрат, связанных с производством общественных благ. При этом в затратах можно выделить существенную трансакционную составляющую.
Спор о функциях налогов ведется от начала финансовой науки. Наверное, связано это с тем, что разные авторы вкладывают разный смысл в само слово функция.
Так, под функцией может пониматься та «работа», которую выполняют налоги. Тогда можно выделить фискальную (обеспечение бюджета доходами), регулирующую (воздействие на макроэкономические пропорции), социальную (сглаживание социального неравенства), контрольную (получение информации о состоянии национальной экономики), стимулирующую, экологическую, демографическую и другие функции. Действительно, влияние налогов на нашу жизнь многогранно и иногда даже непредсказуемо.
В то же время, ряд исследователей, дословно переводя слово функция, понимают под ней предназначение налогов. Тогда у налогов существует лишь фискальная функция, поскольку предназначены они для обеспечения бюджета доходами. Однако, при необходимости они могут играть роль регулятора экономических, социальных процессов и т.п.