Понятие налога и сбора. Сущность, функции налогов, их роль в рыночной экономике и способы взимания

Оглаление

Билет №1

1. Понятие налога и сбора. Сущность, функции налогов, их роль в рыночной экономике и способы взимания.

37. Транспортный налог.

Билет № 2

2. Классификация налогов по различным признакам. Характеристика отдельных групп налогов.

30. Порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.

Билет № 3

3. Понятие налоговой системы, элементы и принципы ее построения.

31. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: плательщики, ставка, методика расчета, сроки уплаты.

Билет № 4

4. Налоговая политика государства. Основы правового регулирования налоговой системы в РФ. Действующее законодательство о налогах и сборах.

34. Доходы, не подлежащие налогообложению при исчислении налога на доходы физических лиц.

Билет № 5

5. Действующая система налогов в РФ. Классификация налогов по уровням управления, порядок зачисления в бюджетную систему и проблемы совершенствования.

32. Единый социальный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставки, сроки уплаты.

Билет № 6

6. Система федеральных, региональных и местных налогов и сборов согласно НКРФ, порядок их введения.

35. Порядок определения налоговой базы при исчислении налога на доходы физических лиц. Налоговые вычеты, их состав и порядок применения.

Билет № 7

7. Структура и основное содержание части I НКРФ.

18. Плательщики налога на прибыль, объект налогообложения, налоговые ставки. Состав и классификация доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Билет № 8

8. Права и обязанности налогоплательщиков.

28. Акцизы, порядок их исчисления и уплаты: налогоплательщики, объект налогообложения, определение налоговой базы, налоговые вычеты, ставки, сроки уплаты.

Билет № 9

9. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Понятие и размер пени.

29. Порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Билет № 10

10. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, ответственность за их совершение.

32. Единый социальный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставки, сроки уплаты.

Билет № 11

11. Понятие налогового агента. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

19. Методика определения налоговой базы по налогу на прибыль. Перенос убытков на будущее. Порядок определения доходов и расходов при методе начисления и при кассовом методе.

Билет № 12

12. Система налоговых органов РФ, их структура, задачи и функции. Другие органы налогового контроля, их полномочия.

24. Порядок определения налоговой базы при исчислении НДС. Операции, освобождаемые от налогообложения

Билет №13

13. Права и обязанности налоговых органов.

22. Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество организаций.

Билет № 14

14. Виды налоговых проверок, их периодичность, порядок проведения и оформление результатов.

21. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным в виде дивидендов. Налоговая декларация по налогу на прибыль, сроки ее представления в налоговые органы.

Билет № 15

16. Бухгалтерский учет налогов на предприятии

26. Особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами. Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг).

Билет № 16

17. Недостатки действующей налоговой системы РФ и концептуальные направления ее реформирования

29. Порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Билет № 17

23. Сущность НДС, его плательщики, объект налогообложения, ставки. Методика определения расчетных ставок НДС и их применение. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

19. Методика определения налоговой базы по налогу на прибыль. Перенос убытков на будущее. Порядок определения доходов и расходов при методе начисления и при кассовом методе.

Билет № 18

33. Налог на доходы физических лиц: плательщики, объект налогообложения, ставки, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.

15. Условия и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, налоговая база, ставки, порядок и сроки уплаты единого налога.

Билет № 19

20. Порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по налогу. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.

26. Особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами. Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг).

Билет № 20

21. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным в виде дивидендов. Налоговая декларация по налогу на прибыль, сроки ее представления в налоговые органы.

5. Действующая система налогов в РФ. Классификация налогов по уровням управления, порядок зачисления в бюджетную систему и проблемы совершенствования.

Билет № 21

7. Структура и основное содержание части I НКРФ.

25. Порядок исчисления сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет и применения налоговых вычетов. Сроки уплаты налога.

Билет № 22

8. Права и обязанности налогоплательщиков.

15. Условия и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, налоговая база, ставки, порядок и сроки уплаты единого налога.

Билет № 23

27. Порядок ведения бухгалтерского учета по НДС, оформления счетов-фактур, книги продаж и книги покупок.

31. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: плательщики, ставка, методика расчета, сроки уплаты.

Билет № 24

14. Виды налоговых проверок, их периодичность, порядок проведения и оформление результатов.

36. Особенности исчисления и уплаты налога на доходы индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой. Порядок и сроки представления налоговой декларации.

Билет № 25

16. Бухгалтерский учет налогов на предприятии.

22. Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество организаций.

38. Налог на имущество физических лиц.

Билет №1

Понятие налога и сбора. Сущность, функции налогов, их роль в рыночной экономике и способы взимания.

Налоги выступают основным средством образования финансовых ресурсов или бдж, и важной формой регулирования. По средствам налогов гос. изымает часть доходов общества и доходов населения и распределяет ее в соотв. с пол, эк, и соц. задачами и целями. Определение налога ст.8 НКРФ.Налог- обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с юр. и физ. лиц в соотв. с действующим з-вом в целях фин. обеспечения деятельности гос. Сбор- обязат. взнос, взимаемый с юр и физ лиц за совершение в отн. плательщиков юридически значимых действий. Исторически налоги возникли с разделением общества на классы и появлением гос. Налоги-взносы необходимые на содержание публичной власти и выполнение ею определенных ф-ий. Н/о прошло длит. путь развития. При раб. влад. строе взимались в виде натуральных податей и служили дополнением к трудовой повинности, дань с покоренных народов. По мере развития ТДО налоги приобретают денеж. форму. одним из первых таких налогов был поголовный налог с граждан в Римской империи во 2 в.н.э.-трибут. В докапиталистических формациях глав дох гос был поступ от гос им-ва (домины), от монопольного права монарха на отдельные промыслы и на торговлю определенными товарами (регами), военная добыча. Постепенно денеж нал вытесняли т-е гос дох как домины и регами и при капитализме они стан-ся осн источ фин-ия расх гос. Сущ-ть нал проявл-ся в их ф-иях. Налоги выполняют след ф-ии: фискальная(изъятие части дох в гос казну), распределительная(с пом нал осущ распределение и перераспр-е НД м/у пр-ой и непр-ой сферами, м/у отраслями нар хоз, регионами, видами деят-ти, путем изъятия нал в бдж или внебдж фонды и фин-ния из них), регулирующая(путем установления размера ставок нал-в регул-ся дох предприятий и граждан), стимулирующая(с пом нал пол гос стремится стимулировать развитие пр-ва (ускорить НТП, инвестиционную активность/путем установления нал льгот)), контрольная(при проверке соблюдения нал з-ва осущ-ся финансовый контроль за деят-тью плательщиков), социальная (устан-е необлагаемого минимума при облажении граждан, вычеты на детей, льготы инвалидам и предприятиям использующим их труд, устан пониж ставки косвенных нал на соц значимые товары). Применяются следующие способы взимания налогов: административный -взимание нал у источника дополучения дох (НДФЛ, дивиденды по акциям, по гос цен бум, НДС, налог на прибыль), кадастровый - опред средняя доходность об-та (в % от кадастровой ст-ти земли) земельный налог, декларационный - после получения дох, составл-я отчетности и определения суммы налога (на прибыль, на им-во, НДФЛ с физ. лиц), уведомительный - физ. лица на основе уведомления из нал органа.

Транспортный налог.

Общие положения (356)

Транспортный налог устанавливается и вводится Кодексом и законами субъектов РФ о налоге. Законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты. Могут также предусматриваться льготы и основания для их использования.

Налогоплательщики (357) – лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Объект налогообложения (358) – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные.

2. Не являются объектом:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в реестре судов.

Налоговая база (359) определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. В отношении транспортных средств, не указанных налоговая база определяется отдельно.

Налоговый период. Отчетный период (360) Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки (361) устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. включительно – 5р.

свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 7

свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно – 10

свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 15

свыше 250 л.с. – 30

2. Налоговые ставки, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. Допускается установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу (362)

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере ¼ произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу (363)

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога.

3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговым органом.

Налоговая декларация (363.1)

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств декларацию по налогу.

2. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств расчет по авансовым платежам по налогу.

3. Декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Билет № 2

Наши рекомендации