Виды производственных мощностей. баланс загрузки оборудования
Различают входную, выходную, проектную и среднегодовую производственную мощности.
Под входной мощностью понимают производственную мощность предприятия, цеха, участка на 1 января текущего года или на конкретную дату предшествующего периода.
Под выходной мощностью (Мк) понимают производственную мощность предприятия, цеха, участка на конец планового периода, которая определяется по формуле:
Мк = Мн + Мс + Мр + Мп + Миз + Мв, где
Мн – производственная мощность на начало периода;
Мс – ввод мощности в результате строительства;
Мр – прирост мощности вследствие реконструкции предприятия;
Мп – увеличение мощности в результате технического перевооружения и других мероприятий;
Миз – увеличение (уменьшение) мощности вследствие изменения номенклатуры (трудоемкости) продукции;
Мв – уменьшение мощности вследствие выбытия оборудования.
По предприятиям, цехам, участкам, мощности которых введены в действие, но не освоены, за производственную мощность принимается введенная в действие проектная мощность.
Среднегодовая мощность (Мгод) – это мощность, которой будет располагать предприятие, цех, участок в среднем за расчетный период или за год, она определяется балансовым методом:
, где
Мн – производственная мощность на начало периода;
Мвв – мощности, введенные в действие в течение года;
Мв – выбывшие в течение года мощности;
Чвв – число месяцев эксплуатации введенной в действие мощности;
Чв – число месяцев с момента выбытия мощности до конца года.
Подобные расчеты выполняются по тем группам оборудования, которые являются ведущими для данного производства. По остальным группам оборудования расчет мощности производится в случаях, если данная группа может оказаться «узким местом» и лимитировать производство. В цехах и на участках, где производственная мощность определяется производственной площадью, проводится расчет баланса производственной площади в квадрато-метро-часах аналогично расчету в станко-часах.
Более объективно загрузку оборудования предприятий с прерывным режимом работы отражает коэффициент сменности, а для предприятий с непрерывным процессом производства – коэффициент загрузки оборудования.
План производства продукции.
В условиях рыночных отношений каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на продукцию и из необходимости обеспечения экономического и социального развития трудового коллектива, повышения личных доходов персонала и их семей, роста эффективности производства.
Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов. В качестве потребителей могут быть предприятия различных отраслей народного хозяйства, торговые предприятия, иностранные фирмы. В современных условиях предприятия ориентируются на платежеспособных потребителей, для чего на стадии формирования портфеля заказов и заключение договоров проводятся исследования и обоснования выбора рынков сбыта продукции. Поэтому разработку плана производства и реализации продукции следует начинать с уточнения объема ассортимента продукции имеющихся на предприятии заказов, а также заказов, включенных в перспективные планы и подтвержденных потребителями продукции. На оставшиеся мощности заключаются новые договора, желательно на ряд лет. При этом важное значение имеет соответствие продукции требованиям, предъявляемым заказчиком (потребителем) по качеству, дизайну, послепродажному обслуживанию.
Планирование производственной программы начинается с анализа техноэкономических показателей работы предприятия в отчетном году, определения объема заказов на плановый год, выявления резервов роста производства и определения путей эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. Обоснование плана производства продукции предусматривает расчет производственной мощности, определяет необходимый ввод дополнительных мощностей для обеспечения выполнения задач по производству продукции в соответствии с заключенными договорами, а также уменьшение производственной мощности в связи с выбытием устаревшей техники.
Особое место при обосновании производственной программы отводится разработке мероприятий, обеспечивающих высокое качество продукции, способное поддерживать конкурентоспособность на рынке сбыта товаропроизводителей.
План производства и сбыта продукции разрабатывается в натуральных и стоимостных показателях. В натуральных показателях составляется производственная программа. Показатели номенклатуры продукции отражают перечень всего ассортимента выпускаемых изданий. В годовых и месячных планах планируется полный объем производимой продукции и устанавливаются условия ее сбыта.
При планировании производственной программы в натуральных единицах измерения устанавливаются показатели качества и пути достижения высокого качества продукции по всей номенклатуре.