Основные сущностные характеристики контроллинга
1.Контроллинг – это концепция системы управления, ориентированная на перспективу.
Принципиальное отличие контроллинга состоит в том, система управления на основе контроллинга призвана не констатировать свершившиеся факты, а анализировать их. Параллельно вырабатываются управленческие рекомендации для достижения определенных целей в будущем. Иными словами, контроллинг – это адаптация предприятия к наиболее вероятному развитию событий. Устремленность контроллинга на перспективу обеспечивается путем:
- адаптации стратегических целей к меняющимся условиям внешней среды;
- согласования оперативных и стратегических планов;
- координации и интеграции планов по разным бизнес-процессам;
- создания эффективной системы контроля над исполнением планов, одновременно с корректировкой их содержания и сроков реализации;
- адаптации организационной структуры предприятия для повышения ее гибкости и способности реагировать на изменения во внешней среде;
- детального планирования производства и продаж, ожидаемых результатов деятельности в разрезе центров затрат и центров ответственности;
- созданием системы информационного обеспечения менеджеров.
2.Создание эффективной системы контроллинга приводит к координации всех управленческих процессов на предприятии.
Одной из главных причин возникновения концепции контроллинга явилась необходимость в интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе. Контроллинг послужил ответом на изменение внешних условий существования организаций. Эволюция функций управления вместе с объединением этих функций в единую систему привела к возникновению такого понятия как контроллинг. (рис. 2)
3. Контроллинг неразрывно связан с понятием управленческого учета.
Название управленческого учета носит американская модель контроллинга. Управленческий учет предполагает создание на предприятии системы внутреннего учета, которая целиком и полностью обслуживала бы интересы самого предприятия, результаты данного учета не предоставляются внешним пользователям и являются строго секретной коммерческой информацией, которая является основанием для принятия управленческих решений. Сам метод ведения учета и требования к нему определяются руководством предприятия, исходя из целей введения такого учета, и могут являться ноу-хау данного предприятия.
Но при внедрении управленческого учета на российских предприятиях достаточно часто допускается следующая ошибка: управленческий учет пытаются создать путем модернизации бухгалтерского учета. Это противоречит самому назначению внутреннего учета, функции управленческого учета не выполняются, сама идея введения такого вида учета дискредитируется.
4. Создание на предприятии системы контроллинга предполагает осуществление планирования и контроля в рамках центров ответственности.
Опыт успешно функционирующих предприятий показывает, что для достижения целей контроллинга необходимо формировать организационную структуру предприятия по центрам ответственности. Центр ответственности – это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения. Центры ответственности можно классифицировать по объемам полномочий и ответственности; функциям, выполняемым центром.
Классификация центров по критерию ответственности предполагает выделение четырех типов центров ответственности: центр затрат, центр выручки, центр прибыли и центр инвестиций. Характеристика всех видов центров ответственности представлена в таблице 1.
5.Контроллинг является основным консультативным центром на предприятии.
Вне зависимости от организационной формы службы контроллинга на предприятии, назначение его остается одинаковым – координация управленческих процессов путем оказания информационной и консультативной поддержки. Деятельность контроллера не должна подменять собой деятельность менеджера. Контроллинг можно представить как общее поле взаимодействия менеджера и контроллера.
Как правило, рекомендации контроллера не обязательны для исполнения. Поэтому эффект от внедрения контроллинга зависит, помимо прочих аспектов, от понимания руководством и менеджментом необходимости создания системы контроллинга на предприятии, внимательного отношения к предоставляемым рекомендациям, а также от личных и профессиональных качеств контроллера, на которых основывается уважительное отношение к контроллеру и его предложениям.