Повышение финансовой грамотности детей - основа семейного благополучия»
Программа (16 академических часов) была апробирована на базе школы № 2 с группой учащихся 8 классов во 2 полугодии 2008-2008 учебного года.
Программа была начата с работы с родителями:
1 этап - родительское собрание, на котором рассказывалось о программе, требованиях, необходимых условиях для реализации задач программы. Основные моменты: родителям разъяснялось, что они должны открыть детям свои доходы и расходы (если не хотят этого делать, то могут предоставить любые устраивающие их цифры) для обучения составлению бюджета семьи. Второй момент- это установить определенную сумму карманных денег для того, чтобы ребенок мог научиться управлять своими деньгами. Каждая семья сама определяла сумму. Третий момент - это помощь ребенку в выполнении практических заданий. Те, кто был согласен с условиями программы, подписали договор.
2 этап-с теми, кто подписал договор, был проведен бесплатный двухдневный семинар, на котором родителей подробно познакомили с содержанием программы. Все родители прошли семинар, прежде чем их дети приступили к занятиям по программе.
Далее с детьми и родителями был проведен тест и анкетирование. Анкетирование и тестирование проходило в 2 этапа: 1 этап- до обучения, 2 этап - после обучения. Также были проведено анкетирование в 8,9,11 классах для выявления знаний учащихся по данной теме (данные см. в приложении).
Тест был направлен для выявления знаний учащихся и их родителей по данной теме, анкета была направлена на выявление отношения учащихся к деньгам и способов использования денег учащимися.
Анкета, проведенная среди родителей и детей 8 классов, показала, что у 88 % детей этого возраста есть карманные деньги, которые дают родители, остальным или дарят, или они зарабатывают. Учащиеся распоряжаются этими деньгами по своему усмотрению, в основном тратят на развлечения и продукты. Только у одного учащегося был открыт счет в банке для накапливания средств до прохождения программы. Это говорит о том, что тема грамотного управления деньгами актуальна для учащихся и их родителей.
Результаты теста показывают, что после прохождения программы, у учащихся изменилось отношение к деньгам. Во-первых, теперь они точно знают, что это такое. Если до обучения на вопрос, что такое деньги, они отвечали, что это бумажки, материальные блага, зло, вещь и т. п., то после обучения все 29 человек ответили, что деньги- это средство обмена, средство для достижения целей.
Очень показательны ответы на вопрос о том, как бы вы потратили 1000000 рублей?
Треть детей потратила бы на себя, на вещи, машины, путешествия, некоторые не ответили, так как не знали, 11 % отдали бы родителям и только 22 % вложили бы в учебу, акции, в банк. После обучения только 2 человека из 29 потратили бы деньги на себя и то частично, остальные инвестировали бы в разные финансовые инструменты.
Вот как потратят деньги учащиеся 8 классов, прошедшие обучение по программе.
класс | На себя | Благот ворит. | Маши на одежда | Вложу в недви жимо сть | В УК | В ПИФы | В НПФ | сформи рую пенсию | Создам активы | Вложу в акции облига ции | В банк | В страхо вую компа нию | Создам ликви дный резерв | Проин вести рую |
8 кл |
Это говорит о том, что направленность в отношении денег у обучающихся поменялась- раньше они воспринимали деньги как средство для покупок и только. Родители отмечали в анкетах (проведенных до обучения), что часто деньги тратились на ерунду. После обучения 80 % родителей ответили, что их ребенок может грамотно распоряжаться деньгами, 68 % уточнили, что у ребенка есть знания о том, как грамотно тратить деньги. После курса уроков финансовой грамотности родители писали: стал разумнее тратить, стала больше доверять ребенку, у ребенка появились знания, стал понимать, что можно не только тратить, научилась расходовать экономно, копит, а не тратит на бесполезные вещи, не тратит на ерунду, как раньше, открыл счет, имеет цель, есть желание поработать, появился опыт в инвестировании. Стали планировать свои расходы 93% учащихся (до обучения-63 %).
Очень важным считаем то, что обучающиеся ставят перед собой цели, планируют, видят жизненную перспективу успешного развития своего сценария жизни. Вот, например, очень показателен вопрос о пенсии. Суть проводимой государством пенсионной реформы в том, чтобы фактически возложить заботу о своей пенсии на самого работающего, таким образом, каждый должен позаботиться о своей будущей пенсии сам. Теперь дети, прошедшие обучение, это знают (75 % ) и 58 % из них знают, как это сделать. Если до обучения только 2% детей знали, что такое НПФ и для чего он нужен, то теперь 86 % учащихся ответили на этот вопрос правильно. До обучения ни один ребенок не ответил на этот вопрос.
Очень показательны ответы учащихся на вопрос о том, где можно хранить деньги. До обучения только 8% детей сказали о том, что деньги можно вкладывать в недвижимость, акции, 80 % хранили бы деньги в банке, 27 % дома. После обучения 89 % будет хранить деньги в банке, 17 % - в страховых компаниях, 72 % -в НПФ (обеспечивая себе надежное будущее), 55 % в ПИФах, 31 % в акциях и облигациях и только 6 % будет хранить дома. Причем, как видно из цифр, учащиеся будут использовать разные финансовые инструменты.
Говоря о жизненных перспективах, надо отметить, что учащиеся поняли необходимость страхования жизни (100% ответили, что страховаться необходимо), поняли, что это инструмент не только защиты, но и накопления средств.
На вопрос, хочешь ли ты жить лучше, чем живешь сейчас, 96 % обучающихся ответили утвердительно, если до обучения на вопрос, что ты для этого сделаешь, 22 % отвечали- выучусь и найду высокооплачиваемую работу (самый популярный ответ), то ответы детей после обучения изменились.
Ответы группы, прошедшей обучение по программе.
нет ответа | вы учусь | буду рабо тать, заработаю много денег | буду копить | правильно расходовать | вложу, проин вести рую деньги | застра хуюсь | создам ЛФП | буду вести бюджет | сформирую ликвидный резерв | пере веду пенсию в НПФ | буду управ лять своими день гами | увеличу доходы | все сделаю |
На вопрос, чему научил тебя курс «Финансовой грамотности», прошедшие обучение по программе, ответили следующим образом:
управлять финансами | инвестировать | правильно распреде лять свои деньги | составлять ЛФП | ставить цели, добиваться их выполнения | как выбирать компанию, УК, банк, ПИФы, страховку | как вести бюджет | зачем страховаться | как обеспечить себе достойную пенсию | уроки дали знания | другое |
В графе другое были ответы: финансовой защите, управлению деньгами, как сохранить деньги, как увеличить доходы и уменьшить расходы, как пользоваться банковскими инструментами, как сформировать ликвидный резерв, всему, финансовой грамоте.
На вопрос о том, будете ли инвестировать (после прохождения программы), учащиеся ответили, что 89 % из них уже копит деньги на счете для инвестирования и 93 % готовы инвестировать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся получили основы финансовой грамотности.
Около 80 % учащихся открыли счета в различных банках, 1 учащийся инвестирует деньги в ПИФ, то есть дети научились пользоваться финансовыми инструментами, доступными в их возрасте.
Личный финансовый план составлен у 80 % учащихся.
открыли ли вы счет в банке | составили ли вы личный финансовый план | инвестируете ли вы свои сбережения? Куда? | стало ли ваше отношение к деньгам более серьезным? | |
да | 83% | 80% | 65 % | 100 % |
нет | 17% | 20% | 35 % |
По результатам эксперимента главой департамента образования было принято решение ввести данный курс во всех школах г. Северодвинска. Данной программе были обучены преподаватели экономики школ города Северодвинска. В данный момент элективный курс преподаётся в школах города.
Отзывы учащихся школы №2 г. Северодвинска, прошедших полугодовое обучение:
Добрынин Иван 8 кл. г. Северодвинск:«В целом курс очень понравился, я даже успел открыть счет в банке под 10% годовых, плюс капитализация ежеквартально, а также найти инвестиционный инструмент, дающий 22% в год. Не прочь продолжить обучение в 9 классе».
Вашукова Кристина 8 кл. г. Северодвинск: «Считаю, что этот курс нам очень поможет в жизни. С помощью его мы узнали, как обращаться с деньгами, как правильно их расходовать, преумножать. Что финансы, это лишь составляющая жизни и это надо понимать и создавать баланс в жизни. Я это поняла и очень благодарна».
Ивкина Екатерина 8 кл. г. Северодвинск: «Курс очень полезен и нужен, считаю, что его необходимо ввести, как обязательный. От этого зависит отчасти будущее России».
Сафарова Ирина 8 кл. г. Северодвинск: «Курс необычный, и содержит ту информацию, которую не дают школа и институт. Курс интересен, но есть моменты, которые в 8 классе сложно понять. Курс полезен для детей и взрослых».
Морозова Виктория 8 кл. г. Северодвинск: «Получили очень полезные знания, вовремя узнали, как обращаться с финансами и фин инструментами. Будем применять в жизни и, надеемся, что обеспечим себе достойную жизнь».
Корзникова Яна 8 кл. г. Северодвинск: «Каждому человеку важно знать, куда и как вкладывать свои деньги. Иначе потом, в старости он будет жить на очень маленькую пенсию. Не так уж и сложно в течение трудоспособного возраста вкладывать, тем самым обеспечивая свою будущую жизнь».
Суровцева Инга 8 кл. г. Северодвинск: «Спасибо Вам за то, что дали нам такую замечательную возможность изучить такую программу. Было интересно и познавательно. В будущем это все понадобиться. Спасибо!»
4-5 октября 2008 года был проведён семинар в г. Анапе, Краснодарского края. Отзывы учеников:
Закарян Кристина 10 кл. г. Анапа: Я думаю, что проведённый семинар значительно повлиял на моё отношение к жизни, к целям, а так же к экономике нашей страны. Я надеюсь, что другие люди тоже будут задумываться о своём будущем, строя планы для достижения определённых целей.
Пономаренко Екатерина 10 кл. г. Анапа: Мне очень понравились курсы, т.к. они открывают сущность финансового мира. Знакомят с процессами фондового рынка. Узнала о том, как обеспечить свою жизнь в будущем. Куда вкладывать свои финансы, под какие проценты. Как определить лучший банк. Поняла, что необходимо ставить цели и задачи. Распределять свои доходы. Быстро и в удобной форме была получена информация по основным вопросам в финансовой сфере. Большое спасибо!
Коваленко Николай 10 кл. г. Анапа:В течение этих двух дней я много узнал о финансах и о банковском деле. Хоть два дня это не много, но всё равно, я поменял отношение к завтрашнему дню, неделе, к жизни. Я хочу поблагодарить моих учителей. Спасибо вам за всё! Вы действительно поменяли моё отношение к жизни.
Першина Юлия 10 кл. г. Анапа:Мне очень понравилось. Считаю, что эти знания необходимы для всех людей, а так же для учащихся 10-11 классов. Интересно было узнать многие вещи. Всем дали прекрасную идею создания своего будущего. Желаю вам дальнейшего успешного развития и удачи. Теперь буду стараться всё планировать, что бы выйдя на пенсию купить яхту.
Фурсова Екатерина 10 кл. г. Анапа:Мне очень понравилось всё обучение. Хотелось бы побольше таких лекций, ну а так всё замечательно. Спасибо большое, что вы к нам приехали! Вы помогли мне осознать все мои жизненные цели в будущем, и теперь я знаю, чего хочу добиться. Спасибо вас огромное!!!
Пенькова Ксения 10 кл. г. Анапа:Я считаю, что проведённый тренинг-семинар «Гений ЖИЗНИ» очень поможет мне в будущем проложить правильный путь к успеху, благодаря управлению своими средствами. Огромное Вам за это спасибо, и удачи в работе.
Дмитриев Вадим 10 кл. г. Анапа: Я считаю, что для нас учеников уже нужны, да и всем гражданам, эти семинары. Для нашего финансового развития, развития страны, экономик, кругозора, для жизни в развитом обществе. Ведь финансовая грамотность молодежи это финансовая грамотность будущего страны.
Братникова Юлия 10 кл. г. Анапа:Я очень рада, что посетила ваш семинар, я поняла, как важно спланировать свое будущее, а не только жить настоящим. Но, конечно же, я не успела усвоить всю информацию, которую вы нам дали за эти 2 дня. Но, и конечно же, я надеюсь, что в будущем во всех школах нашей страны будут введены такие уроки.Удачи вам в вашем нужном и полезном для нашей страны деле!
6-7 октября 2008 года был проведён семинар в ст. Динская, Краснодарского края. Отзывы учеников:
Свистуненко Инна 10 кл. ст. Динсткая:По моему мнению ваша программа помогла осознать нам на сегодняшний день, как мы должны жить. Каждый из нас должен следовать своей стратегии и учитывать все мелочи. Теперь большинство из нас может управлять своими деньгами.
Лабузова Марина 10 кл. ст. Динская:Эти занятия очень полезны для людей, которым предстоит строить свою жизнь. Они меняют внутреннее состояние людей, их мировоззрение, помогают правильно и грамотно поступать со своими финансами. Спасибо!
Идиатулина Александра 10 кл. ст. Динская:Я считаю, что данная программа – идея замечательная! Каждый человек, если он хочет быть экономически образован, должен подробно изучать экономические науки. Каждый человек должен планировать свой бюджет, будущее. Я рада, что прошла этот экспресс-курс. Было бы хорошо, если бы в Краснодарском крае была запущенна эта программа.
Путилина Яна 10 кл. ст. Динская:Мне очень понравилась лекция. Я узнала много нового. Хотела бы поделиться своим опытом с родителями. Лекции помогают правильно рассчитать деньги и цели. Главное иметь цель и стремиться к ней. Составлять таблицы доходов и расходов.
Солдатенкова Татьяна 10 кл. ст. Динская:Мне очень понравился ваш семинар, я желаю, чтобы у всех была возможность посетить его, потому что это очень важно для дальнейшего в жизни любого человека. Каждый должен знать эти вещи! Огромное вам спасибо!
Подгорная Ирина 10 кл. ст. Динская:Я очень рада, что посетила такой полезный семинар, который повлияет на дальнейшею жизнь. На сегодняшний день я узнала много нового. Я желаю, чтобы у всех была возможность посетить его, иначе без высоких знаний не будет высокого уровня жизни. Каждый должен стремиться к своей цели. Я буду стараться добиться ее благодаря вам. Большое спасибо!
Рыкованова Алена 10 кл. ст. Динская:Мне очень понравился семинар. Я многое узнала, чего не знала раньше. Это очень полезный урок. Я уверена, что он сыграет огромную роль в моей жизни. Теперь у меня есть цель в жизни, и не одна, теперь я распланирую свою жизнь.Я очень хочу в дальнейшем отстроить кафе. Но сначала купить спортивную машину, к которой я (уже) стремлюсь вот уже 2 года. Большое спасибо за то, что вселили уверенность. Хочу пожелать вам удачи.
Колесникова Кристина10 кл. ст. Динская:Я считаю, что этот семинар в нашем возрасте очень нужен. Он учит нас эффективно и благополучно управлять личным капиталом. А дальнейшее зависит только от нас самих, от наших действий.
Степаненко Г.И. преподаватель МОУСОШ №3 ст. Динская:Обучающий семинар заставляет задуматься о правильности своих действий, о бесцельности своих трат и о том, почему мы живём бедно. Хотелось бы, что бы этому учили постоянно и всё население. Такие программы нужны для всех.